ТСН 12-303-99 Пермской области. Положение о техническом надзоре за строительством предприятий, зданий и сооружений

Версия для печати

Система нормативных документов в строительстве


ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ  СТРОИТЕЛЬНЫЕ  НОРМЫ

ПЕРМСКОЙ  ОБЛАСТИ


ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕХНИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ

ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ


ТСН 12-303-99

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


Дата введения  05.11.99



П Р Е Д И С Л О В И Е


1. Разработаны управлением государственного архитектурно-строительного надзора администрации области (государственные строительные инспекторы Российской Федерации Дьячков В.А., Сыромятников Н.А.).


2. Внесены управлением государственного архитектурно-строительного надзора администрации области


3. Приняты и введены в действие указом губернатора Пермской области от 05.11.99 № 157



Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения администрации Пермской области.



В В Е Д Е Н И Е


Положение о техническом надзоре за строительством предприятий, зданий и сооружений вводится для обеспечения возможности осуществления нового строительства или реконструкции зданий и сооружений физическими и юридическими лицами любой формы собственности, как имеющими, так и не имеющими службы технического надзора за строительством, а также в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

Главная цель Положения - установление порядка организации деятельности технического надзора, определение его задач, функций, обязанностей, прав и ответственности на территории Пермской области.

Положение основано на законодательных и нормативных документах Российской Федерации и Пермской области.



1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1 Настоящее Положение распространяется на  новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений (в дальнейшем - строительство предприятий, зданий и сооружений) на территории Пермской области независимо от источников финансирования.

1.2 Положение является рекомендуемым для органов управления и надзора, юридических и физических лиц, осуществляющих технический надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений независимо от форм собственности и принадлежности.

Положение становиться обязательным для применения, если в договоре (контракте) или распорядительном документе на выполнение работ предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на Положение.


2  ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ


2.1 Настоящее Положение определяет задачи, функции, обязанности, права и ответственность организаций и их работников, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих технический надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений, как при функционировании в составе службы заказчика, так и  выполнении инжиниринговых услуг инженерными организациями и индивидуальными предпринимателями на условиях договора с заказчиком.

2.2 Служба технического надзора в своей работе должна руководствоваться действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации и губернатора области, требованиями проекта и нормативных документов, а также указаниями государственных надзорных органов по вопросам соблюдения организационно-правового порядка строительства объекта, качества строительно-монтажных работ (далее СМР) и их приемки.

2.3 Наличие технического надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений не снимает ответственности с подрядных  организаций за обеспечение качества строительства и готовности объектов к приемке в эксплуатацию.

2.4 Указания службы технического надзора по достижению надлежащего качества строительства, выдаваемые  в  пределах установленной настоящим Положением компетенции, должны фиксироваться в общем журнале работ и являются обязательными для исполнения проектными и подрядными организациями.


3  ОРГАНИЗАЦИЯ  ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА


3.1 Технический надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений организуется для обеспечения соответствия строящихся объектов предусмотренным в утвержденных проектах технологическим, архитектурно-строительным и инженерно-техническим решениям, технико-экономическим показателям, а также требованиям нормативных документов.  

3.2 Технический надзор следует осуществлять весь период строительства, приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов. Начало и окончание работы по осуществлению технического надзора регламентируются началом выполнения комплекса работ по подготовке к строительству объекта и вводом объекта в эксплуатацию.

3.3  Инженерная организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие  технический  надзор  в  порядке выполнения инжиниринговых услуг, свои отношения с заказчиком строят на договорной основе, являются его представителем  в период строительства объекта и действуют в пределах своей компетенции, установленной настоящим Положением и договором, который не должен противоречить настоящему Положению.

3.4 Для осуществления технического надзора могут привлекаться юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию на осуществление строительной деятельности, квалифицированные кадры строительного профиля, нормативно-техническую и инструментальную базу для ведения контроля за качеством строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования.

3.5 Ответственными за технический надзор могут быть специалисты строительного профиля со стажем практической работы в строительстве не менее 3 лет - для лиц с высшим образованием и не менее 5 лет -для лиц со  средне-специальным образованием, прошедшие аттестацию в уполномоченных на это органах, которая проводится не реже 1 раза в 3 года. По объектам, строящимся в особо сложных условиях (карсты, просадочность грунтов, гравитационные процессы, оползни) к специалистам технического надзора дополнительно предъявляется требование о наличии опыта работы по строительству объектов в этих условиях не менее 1 года.

3.6 Не допускается выполнение функций технического надзора за строительством лицом, ответственным за производство СМР или за осуществление авторского надзора на поднадзорном объекте.





4  ЗАДАЧИ  СЛУЖБЫ  ТЕХНИЧЕСКОГО  НАДЗОРА


Основные задачи службы технического надзора заключаются в обеспечении ею в пределах  своей  компетенции  совместно  с другими участниками строительства:

4.1 Требуемого качества выполняемых СМР, применяемых строительных материалов, деталей, конструкций и оборудования, соблюдения проектных  решений.

4.2 Соответствия объемов строительства утвержденному в установленном порядке проекту и соблюдения договорных сроков строительства .

4.3 Соблюдения установленного порядка приемки отдельных видов работ и завершенных  строительством  объектов.


5  ФУНКЦИИ  СЛУЖБЫ  ТЕХНИЧЕСКОГО  НАДЗОРА


В соответствии с возложенными задачами служба технического надзора выполняет следующие основные функции:

По обеспечению требуемого качества и соблюдения проектных решений:

5.1 Организует и контролирует выполнение в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов комплекса работ по подготовке к началу строительства объекта, включающего в себя:

входной контроль проектной документации и внесение изменений  по результатам контроля в установленном порядке;

контроль наличия подготовленных подрядными организациями проектов производства работ, общего и специальных журналов работ;

контроль за получением подрядчиками в органах местного самоуправления и надзорных органах необходимых разрешений.

5.2 Осуществляет контроль за соответствием выполняемых СМР утвержденной проектно-сметной  документации,  за соблюдением  требований нормативных документов, технологии выполнения общестроительных, монтажных и специальных работ, за качеством используемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования.

5.3 Добивается своевременного и качественного выполнения участниками строительства требований  и указаний работников  технического и авторского надзора, органов государственного надзора, изложенных соответственно в общем и специальном журналах работ, журнале авторского надзора, в предписаниях надзорных органов, относящихся к вопросам организационно-правового порядка, качества выполняемых СМР и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования.

5.4 Обеспечивает проведение возложенных нормативными документами на заказчика геодезических работ, предусмотренных проектом, а также контролирует своевременность и качество выполнения геодезических работ, возложенных нормативными документами на подрядчиков.

По обеспечению завершения строительства в полном объеме и в договорные сроки:

5.5 Контролирует соответствие утвержденной проектно-сметной документации выполненных и  предъявленных к оплате объемов СМР.

5.6 Контролирует соблюдение установленных договором сроков выполнения СМР.


По обеспечению установленного порядка приемки:

5.7 Проводит приемку отдельных видов работ с оформлением требуемых документов.

5.8 Участвует в приемке заказчиком от подрядчика завершенного строительством объекта.


6  ОБЯЗАННОСТИ  СЛУЖБЫ  ТЕХНИЧЕСКОГО   НАДЗОРА


Служба технического надзора обязана:

При выполнении изложенных в п.5.1 функций:

6.1 Проводить входной контроль проектно-сметной документации с установлением ее комплектности и достаточности для обеспечения качественного строительства.

6.2 Принимать своевременные меры по пересмотру проектно-сметной документации (в случае необходимости), контролировать устранение выявленных дефектов в проектах, не допускать ухудшения проектных решений и необоснованного увеличения сметной стоимости строительства.

6.3 Обеспечивать своевременное и полное внесение в проектную документацию автором проекта согласованных изменений.

При выполнении изложенных в п.5.2 функций:

6.4 Контролировать правильное проведение подрядными организациями и поставщиками входного контроля строительных материалов, конструкций, изделий, оборудования  и  другой  получаемой продукции (далее - продукции), используемой при строительстве объекта, а также предотвращение использования для строительства объекта продукции, не прошедшей входной контроль.

В этих целях служба технического надзора обязана контролировать:

наличие у потребителей продукции регламентирующей эту продукцию документации, средств измерений и контрольно-измерительных приборов, необходимых для проведения инструментального входного контроля продукции, а также их соответствие требованиям метрологии, классу точности и методам измерения;

организацию и осуществление потребителями продукции входного контроля как непосредственно на объектах, так и на складах временного хранения;

своевременное оформление соответствующей документации по результатам входного контроля продукции;

устранение представителями предприятий – поставщиков выявленных входным контролем дефектов в продукции;

применение в производстве работ продукции, только соответствующей требованиям проектной и нормативно-технической документации;

своевременность применения в производстве работ продукции с ограниченным сроком хранения;

организацию учета и хранения продукции на складах и площадках для хранения, соблюдение при этом требований нормативно-технической документации к условиям хранения;

своевременность проведения отбора проб продукции для испытаний в условиях строительной лаборатории;

изолированность на приобъектных складах и строительных площадках забракованной продукции или продукции с истекшим сроком хранения;

соответствие требованиям государственных стандартов и технических условий клеймения и маркировки продукции, поставляемой на строительство объекта;

наличие правильно заполненных ярлыков, этикеток и сопроводительных документов (паспортов, сертификатов),  результатов лабораторных испытаний, замеров и т.д., удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий, материалов и оборудования, обеспечение  их регистрации в установленном порядке и сохранности до передачи заказчику;

проведение более детального входного контроля вновь применяемых или вновь освоенных предприятиями – поставщиками видов продукции;

выполнение документирования результатов входного контроля и маркировки прошедшей входной контроль продукции, подтверждающей пригодность продукции к применению в производство работ.

6.5 В ходе проверки качества СМР осуществлять контроль соблюдения технологии строительного производства, эффективности производственного контроля с учетом структуры и характера строительного производства, включающий в себя проверку:

наличия и состояния на объекте технической и технологической документации на производство работ;

обеспеченности подрядчика необходимым мерительным инструментом и испытательным оборудованием, его полного наличия и рабочего состояния, соблюдения метрологических правил по использованию мерительного инструмента и испытательного оборудования;

технологической оснащенности строительства оборудованием, оснасткой, средствами измерений и испытаний, обеспечивающими необходимую точность выполнения работ, а также контроля со стороны подрядчика за их состоянием;

соблюдения исполнителями работ технологического процесса строительства, проведения операционного контроля;

выполнения подрядными организациями принятых совместно с заказчиком решений и мероприятий, а также предписаний технического надзора, выданных в ходе строительства;

правильности и полноты проведения индивидуальных испытаний и комплектности опробованного оборудования;

своевременности устранения недостатков в производстве работ, выявленных при проверках надзорными органами всех уровней.

6.6 Постоянно проводить контроль качества СМР с учетом выполняемых этапов и наличия скрытых работ, подлежащих освидетельствованию. При этом не допускать перерывов в контроле, влекущих снижение качества строительства подконтрольного объекта.

При выполнении изложенных в п.5.3 функций:

6.7 Контролировать своевременное и правильное ведение общего и специальных  журналов работ, оформление другой производственной и исполнительной документации, предусмотренной строительными нормами и правилами.

6.8 Контролировать своевременное устранение дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объекта в целом.

6.9 Участвовать в проверках, проводимых органами государственного надзора, финансирующими строительство банками, ведомственными комиссиями и инспекциями.

6.10 Доводить до сведения генерального подрядчика выявленные нарушения технологии строительства для принятия мер по устранению этих нарушений. При неоднократных нарушениях технологии строительства  и  производственного  контроля,  ставить  в  известность вышестоящие инстанции генерального подрядчика и органы государственного надзора по их компетенции.

6.11 Извещать органы Госархстройнадзора о всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах  работ  по ликвидации аварий; о выявленном браке на объекте, который не устраняется подрядчиком, несмотря на письменные требования заказчика; о выполнении подрядчиком последующих работ вопреки отказу технического надзора в приемке предшествующих работ.

При выполнении изложенных в п.5.4 функций:

6.12 Контролировать выполнение геодезических работ в процессе строительства и своевременное оформление результатов геодезического контроля. Проводить контрольные геодезические съемки.

6.13 Обеспечивать выполнение предусмотренных проектом и нормативными документами геодезических  измерений  деформаций  оснований зданий и сооружений.

При выполнении изложенных в п.5.5 функций:

6.14 Проводить визуальное и инструментальное освидетельствование выполненных СМР.

6.15  Вести учет объемов принятых от подрядчика и оплаченных заказчиком СМР.

При выполнении изложенных в п.5.6 функций:

6.16 Сверять соответствие выполненных объемов СМР объемам, подлежащим выполнению к установленному договором сроку.

6.17. При выявлении отставания в выполнении объемов СМР от установленных договором сроков давать предложения подрядчику об устранении отставания и информировать об этом заказчика.

6.18 Контролировать исполнение подрядчиком управляющих решений заказчика по объемам и срокам выполнения СМР.

При выполнении изложенных в п.5.7 функций:

6.19 В  соответствии с указанным в проекте перечнем обязательного контроля и приемки отдельных видов СМР осуществлять приемку этих работ с обеспечением оформления актов освидетельствования, подтверждающих техническую возможность выполнения последующих работ. При отказе подрядчику в приемке некачественно выполненных СМР запрещать  производство последующих работ до устранения дефектов и оформления актов освидетельствования скрытых работ.

6.20 Фиксировать в журнале работ результаты приемки отдельных операций сложных видов СМР.

6.21 Совместно с генподрядной, специализированной (монтажной) и проектной организациями своевременно проводить промежуточную приемку ответственных конструкций.

6.22 Участвовать в освидетельствовании  объектов, зданий  и  сооружений, подлежащих консервации, и в оформлении документации  на  консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ.

При выполнении изложенных в п.5.8 функций:

6.23 В ходе приемки законченного строительством объекта   от  подрядчика проводить приемку производственной и исполнительной документации, участвовать в оформлении документа, подтверждающего приемку объекта заказчиком от подрядчика.

6.24 Участвовать в подготовке к вводу в эксплуатацию принятого заказчиком от подрядчика завершенного строительством объекта, контролируя при этом выполнение пуско-наладочных работ, комплексного опробования оборудования с выпуском пробной продукции.

6.25 Комплектовать документацию, подлежащую представлению заказчиком приемочной комиссии, согласно установленного правилами приемки перечня документации, представляемой для назначения приемочной комиссии и прилагаемой к акту приемки законченного строительством объекта.


7 ПРАВА  СЛУЖБЫ  ТЕХНИЧЕСКОГО  НАДЗОРА


При осуществлении своих обязанностей служба технического надзора имеет право:

7.1 Давать подрядчикам и предприятиям-поставщикам обязательные для  выполнения указания о  переделке некачественно  выполненных работ, приостановке строительства, выполняемого с нарушением требований  проекта  и  нормативных  документов, об устранении и исправлении дефектов, замене некачественных строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования.

7.2 Запрещать использование средств измерений и испытаний, не прошедших требуемые поверку и их калибровку в установленном порядке.

7.3 Требовать в необходимых случаях проведение дополнительных проверок, испытаний, анализов, съемок и замеров.

7.4 Обращаться в соответствующие органы государственного надзора, а также привлекать специализированные организации для оценки качества конкретных видов работ и готовности объекта к приемке в эксплуатацию при возникновении разногласий по этим вопросам с подрядной организацией.

7.5 Вносить предложения заказчику о необходимости обращения в компетентные  органы для привлечения организаций, должностных и физических лиц, допустивших некачественное выполнение СМР или изготовление некачественных строительных материалов, конструкций,  изделий и оборудования, к установленной действующим законодательством ответственности.

7.6 Вносить предложения проектной и подрядной организациям о применении  новых материалов и конструкций, внедрении прогрессивных методов производства работ, обеспечивающих повышение качества, снижение стоимости и сокращение сроков строительства.

7.7 При появлении деформаций, вызывающих угрозу разрушения конструкций возводимого здания или сооружения, приостанавливать  строительство и требовать от строительной и проектной организаций принятия необходимых мер для предотвращения аварии, немедленно сообщать об этом руководству заказчика, подрядной организации и органу Государственного архитектурно-строительного надзора области.

7.8 Выходить к заказчику с инициативой о расторжении договора с подрядной организацией или предприятием-поставщиком,  которые систематически нарушают требования проекта, строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий и других нормативных документов.  

7.9 Отклонять от приемки выполненные некачественно, с нарушениями требований проекта и нормативных документов, предъявленные без надлежащего оформления соответствующими актами работы и конструкции до их переделки или устранения дефектов.


8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖБЫ  ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА


Независимо от организационной формы  технического надзора за ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей служба технического надзора несет ответственность перед заказчиком.

8.1 При осуществление технического надзора за строительством самим заказчиком  ответственность определяется действующим законодательством в области строительства и Положением о службе технического надзора, утвержденным руководителем заказчика.

8.2 При осуществлении технического надзора в порядке оказания инжиниринговых услуг на основании договора сторонней организацией ответственность последней определяется действующим законодательством в области строительства и условиями договора с заказчиком, не противоречащими законодательству.

8.3 Служба технического надзора несет ответственность перед заказчиком в следующих случаях:

приемка от подрядчика отдельных видов работ, выполненных с нарушением утвержденного проекта, строительных норм и правил и других нормативных документов;

невыполнение обязанностей по своевременному извещению органов Госархстройнадзора и заказчика о случаях аварийного состояния на объектах, о не устранении подрядчиком брака, выявленного в процессе промежуточной приемки ответственных конструкций и приемки отдельных видов работ;

согласие с применением в производстве СМР недоброкачественных строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования либо без соответствующих сопроводительных документов, подтверждающих их качество;

участие в оформлении не соответствующих действительности актов освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций и других документов по подконтрольному объекту строительства;

отсутствие контроля за  устранением  подрядчиком  нарушений  требований проекта и нормативных документов, указанных в документах надзорных органов всех уровней;

приемка от подрядчика не завершенного строительством объекта и предъявление его для приемки приемочной комиссии;

некомплектность документации, представляемой инвестору для  назначения приемочной комиссии и прилагаемой к акту приемки законченного строительством объекта;

подтверждение  оплаты  подрядной  организации  недоброкачественных работ, завышенных объемов выполненных работ;

другие нарушения требований Положения о службе технического надзора или условий договора с заказчиком.

8.4 Исполнение меры ответственности не освобождает виновную службу или организацию от исправления нарушений и возмещения ущерба.



С О Д Е Р Ж А Н И Е



Введение


1.Область применения


2.Общие положения


3.Организация технического надзора


4.Задачи службы технического надзора


5.Функции службы технического надзора


6.Обязанности службы технического надзора


7.Права службы технического надзора


8.Ответственность службы технического надзора