СНиП 82-01-95 Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве Основные положения

Версия для печати

                                                          Утверждены

                                                      Постановлением

                                          Министерства строительства

                                                Российской Федерации

                                          от 20 июня 1995 г. N 18-60

                                    Дата введения 1 января 1996 года


          СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


              РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ

            РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

                          ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


                            СНиП 82-01-95


                             ПРЕДИСЛОВИЕ


      1. Разработаны     Главным    управлением    совершенствования

  ценообразования и сметного нормирования в  строительстве  Минстроя

  России,    Государственным    предприятием   "Туластройпроект"   и

  Центральным  научно-исследовательским   институтом   экономики   и

  управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России.

      Внесены Главным управлением совершенствования  ценообразования

  и сметного нормирования в строительстве Минстроя России.

      2. Приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России

  от 20.06.95 N 18-60.

      3. Взамен  СНиП  5.01.18-86  "Положение   о   производственном

  нормировании расхода материалов в строительстве".


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Основные цели, принципы и структура подсистемы (комплекса)

5 Порядок и методы разработки норм расхода материалов

6 Содержание, построение, изложение и оформление норм расхода материалов в строительстве

7 Применение норм расхода материалов в строительстве

Приложение А Термины и определения

Приложение Б Перечень федеральных (типовых) элементных норм

Приложение В Перечень федеральных (типовых) усредненных норм

Приложение Г Перечень федеральных (типовых) укрупненных норм

Приложение Д Форма обложки нормативного документа по расходу материалов в строительстве

Приложение Е Форма первой страницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве


ВВЕДЕНИЕ


      Строительные нормы  и  правила  (СНиП  82-01-95) "Разработка и

  применение норм  и  нормативов  расхода  материальных  ресурсов  в

  строительстве.  Основные  положения"  разработаны в соответствии с

  новыми  экономическими   условиями   и   действующими   в   России

  законодательством   и   нормативными  актами  федеральных  органов

  Российской Федерации.

      СНиП 82-01-95  разработан  в  соответствии  с  общей  Системой

  нормативных   документов  (п.  82  прил.  Б   СНиП   10-01-94)   и

  устанавливает  подсистему  (комплекс)  норм  и  нормативов расхода

  материальных ресурсов в строительстве,  а также  состав,  основные

  методологические положения,  порядок разработки, пересмотра норм и

  нормативов  и  области  их   применения.   Подсистема   (комплекс)

  формируется  как  открытая для дальнейшего развития и для создания

  норм и нормативов расхода  материалов,  разрабатываемых  на  общей

  методической   и   технической   основе.   Нормативные  документы,

  детализирующие,  развивающие и  дополняющие  данный  СНиП,  должны

  выпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и

  вводиться в действие соответствующими решениями Минстроя России.

      Министерства  и  другие   центральные    органы    федеральной

  исполнительной  власти,  местная администрация республик в составе

  Российской Федерации,  краев,  областей,  автономных  образований,

  акционерные   общества,   строительные  концерны  и  ассоциации  в

  соответствии с предоставленными  им  правами  могут  разрабатывать

  методические документы,  нормы, нормативы и нормативные показатели

  по  расходу  материальных  ресурсов,   отражающие   социальные   и

  природно-климатические особенности территорий, специфику отдельных

  отраслей,  производств и видов  строительно-монтажных  работ.  При

  этом   создаваемые  методические  документы,  нормы,  нормативы  и

  нормативные  показатели  должны  отвечать  требованиям  настоящего

  СНиП,   содержать   эксплуатационные  характеристики  строительных

  материалов,  изделий  и  конструкций,  основанные  на  требованиях

  потребителя   в   соответствии   с   областью   их   применения  и

  использоваться по согласованию между  участниками  инвестиционного

  процесса.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

______________________________________________________________

РАЗРАБОТКА И ПРЕМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


NORMS OF MATERIALS USAGE FOR CONSTRUCTION INDUSTRY BASIC PRINCIPLES

Дата введения 1996-01-01

                        1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


      Настоящие нормы и правила по разработке и  применению  норм  и

  нормативов расхода    материальных    ресурсов   в   строительстве

  определяют основные цели,  принципы,  общую  структуру  подсистемы

  (комплекса) норм  и  нормативов  расхода материалов,  требования к

  видам норм и области их применения.

      СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП 10-01-94

  "Система нормативных   документов   в   строительстве.    Основные

  положения".

      Положения настоящего   документа   обязательны   для   органов

  управления,  предприятий,  организаций и объединений независимо от

  организационно-правовых форм и ведомственной  принадлежности.  Для

  организаций,  осуществляющих  разработку норм и нормативов расхода

  материалов в строительстве,  соблюдение положений разделов 4, 5, 6

  и п. 7.2 настоящего СНиП является обязательным.


                        2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


      В настоящих нормах и правилах использованы положения следующих

  документов:

      ГОСТ   Р  1.0-92   "Государственная   система   стандартизации

  Российской Федерации. Основные положения".

      ГОСТ   Р  1.2-92   "Государственная   система   стандартизации

  Российской   Федерации.   Порядок    разработки    государственных

  стандартов".

      ГОСТ  Р  1.5-92   "Государственная   система    стандартизации

  Российской  Федерации.  Общие требования к построению,  изложению,

  оформлению к содержанию стандартов".

      СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве.

  Основные положения".


                           3.  ОПРЕДЕЛЕНИЯ


      В настоящих строительных нормах и правилах применены термины в

  соответствии с Приложением А, ГОСТ Р 1.0 и СНиП 10-01-94.


                4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА

                        ПОДСИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСА)


      4.1. Подсистема   (комплекс)   норм   и   нормативов   расхода

  материальных  ресурсов  в  строительстве1      представляет  собой

  совокупность   взаимоувязанных   методической   основой,   правила

  разработки,  обновления  и  применения  норм  и нормативов расхода

  материалов,  необходимого для производства строительной продукции,

  исходя   из   структуры   управления   строительством   и   стадий

  инвестиционного цикла на территории Российской Федерации.

      --------------------------------

      1  В   дальнейшем  -  подсистема   (комплекс)   норм   расхода

  материалов.


      4.2. Подсистема  (комплекс) норм расхода материалов направлена

  на решение стоящих перед строительством задач с целью обеспечения:

      соответствия строительных  материалов,  конструкций  и изделий

  своему назначению,  безопасности  в  процессе  их  производства  и

  эксплуатации  в  различных условиях при выполнении экономических и

  общетехнических требований;

      разработки и применения норм расхода  материалов,  позволяющих

  при оптимальной   технологии   получать   строительную   продукцию

  заданного качества с минимальными затратами;

      контроля за использованием государственных и других инвестиций

  в строительстве;

      рассмотрения в арбитражных судах и других  инстанциях  спорных

  вопросов между заказчиками и подрядчиками;

      методического единства   разработки  и  применения  подсистемы

  (комплекса) норм  расхода  материалов,  позволяющего  осуществлять

  привязку   федеральных  (типовых)  норм   в   конкретных  условиях

  производства с целью создания на их основе региональных, местных и

  других норм расхода материалов.

      4.3. Объектами  нормирования  в  подсистеме  (комплексе)  норм

  расхода материалов являются:  единица объема работ;  укрепленные и

  усредненные единицы строительной продукции;  здания,  сооружения и

  объекты строительства; виды строительных, специальных строительных

  и монтажных работ;  единицы мощности,  прироста мощности и  другие

  единицы измерения строительной продукции.

      4.4. Подсистема   (комплекс)   норм   расхода   материалов   в

  строительстве  построена на  принципах  прогрессивности,  научно -

  технической  обоснованности  и  взаимодействия  с  государственной

  системой  стандартизации  Российской  Федерации  и  международными

  организациями по стандартизации.

      Прогрессивность норм  обеспечивается  путем  отражения  в  них

  тенденций  снижения материалоемкости единицы продукции или единицы

  объема   работ   и   ориентации   пользователя   на   рациональное

  использование    сырьевых    ресурсов,    расширение    применения

  материалов - заменителей и вторичных ресурсов.

      Научно-техническая обоснованность   определяется  максимальным

  отражением в нормах  достижений  в  области  техники,  технологии,

  организации   производства   материалов,  конструкций  и  изделий,

  методах ведения строительно-монтажных работ,  а также  современных

  способов их проектирования.

      Взаимодействие с   государственной   системой   стандартизации

  Российской    Федерации    и   международными   организациями   по

  стандартизации  осуществляется   посредством   сопоставимости   со

  стандартами   по   строительству   и  промышленности  строительных

  материалов,   строительным   законодательством    и    стандартами

  технического развития зарубежных стран.

      4.5. Структура подсистемы (комплекса) норм расхода  материалов

  определена   исходы   из   единства   целей,   задач   и  объектов

  нормирования.  В ее составе формируются комплексы  взаимоувязанных

  норм расхода материалов следующих видов: элементные, усредненные и

  укрупненные.

      По масштабу  применения  данные  виды  норм подразделяются на:

  федеральные (типовые),  территориальные (региональные)  и  местные

  (фирменные).

      Федеральные (типовые)   нормы    могут    быть    элементными,

  усредненными и укрупненными.

      Территориальные (региональные) нормы могут быть усредненными и

  укрупненными.

      Местные (фирменные) нормы могут быть элементными.

      4.6. Федеральная  (типовая)  элементная  норма  -  это  расход

  материалов, необходимый для  производства  единицы  продукции  или

  объема работ,  учитывающий проектные характеристики материалов, их

  стандартное качество,  типовые технологии изготовления продукции и

  производства строительно-монтажных  работ на территории Российской

  Федерации.

      Федеральная (типовая)  элементная  норма регламентирует расход

  материала в единице объема продукции (работ),  обеспечивающий  ему

  заданные  свойства  при  рациональном  использовании  материала  и

  оптимальных   способах   изготовления   изделий   и   производства

  строительно-монтажных работ.

      Федеральная (типовая) элементная норма содержит чистый  расход

  материала и   не   включает  отходы  и  потери,  образующиеся  при

  производстве, транспортировании и хранении.

      Перечень федеральных  (типовых)  элементных  норм  приведен  в

  Приложении Б.

      Местная (фирменная)   элементная  норма  -  это  разработанный

  методами технического нормирования необходимый расход материала на

  производство  единицы продукции или единицы объема работ заданного

  качества   с   учетом   фактических   характеристик    материалов,

  технологий,  условий  изготовления  изделий  на  конкретном заводе

  (полигоне)   и   производства   подрядных   работ   в   конкретной

  строительной организации.

      Местная (фирменная) элементная норма состоит из  чистой  нормы

  расхода  материалов  и  нормы  трудноустранимых  отходов и потерь,

  образующихся в пределах строительной площадки.

      4.7. Федеральная  (типовая)  усредненная  норма  - это расхода

  материалов,  необходимый для производства  единицы  продукции  или

  объема   работ   заданного   проектом  качества,  рассчитанный  по

  усредненным характеристикам качества материалов и  технологическим

  условиям изготовления изделий и производства строительно-монтажных

  работ на территории Российской Федерации.

      Федеральная (типовая) усредненная норма включает чистый расход

  и типовые нормы трудноустранимых отходов и потерь.

      Перечень федеральных  (типовых)  усредненных  норм  приведен в

  Приложении В.

      Территориальная (региональная)  усредненная норма - это расход

  материалов,  необходимый для производства  единицы  продукции  или

  объема работ заданного качества с учетом усредненных характеристик

  материалов,  технологий  и  условий  изготовления  изделий  и   на

  производстве   подрядных   работ  в  данном  регионе,  территории,

  республике, крае, области.

      Территориальная (региональная)  усредненная  норма  состоит из

  чистой нормы и типовой нормы трудноустранимых отходов и потерь.

      4.8. Федеральная  (типовая)  укрупненная  норма  -  это расход

  материалов,  необходимый для выполнения укрупненных  видов  работ,

  технологических  этапов и пусковых комплексов,  возведения зданий,

  сооружений  или  их  частей,  рассчитанный  на  единицу  стоимости

  строительной продукции,  единицу мощности,  прироста мощности,  на

  1000 кв.  м  приведенной  общей  площади  жилых  зданий  и  другие

  показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с

  учетом  специфики  отраслевой  и  внутриотраслевой  принадлежности

  объектов строительства на территории Российской Федерации.

      Федеральная (типовая)  укрупненная   норма   включает   расход

  материалов,  определенный  по  федеральным  (типовым)  усредненным

  нормам с учетом типовых норм отходов и  потерь,  образующихся  при

  транспортировании  от  поставщика  до потребителя,  а также расход

  материалов,  необходимый  для  выполнения  вспомогательных   работ

  (ремонтных, эксплуатационных и др.).

      Перечень федеральный (типовых)  укрупненных  норм  приведен  в

  Приложении Г.

      Территориальная (региональная) укрупненная норма - это  расход

  материалов,   необходимый   для   выполнения   укрупненных  видов,

  технологических и пусковых комплексов  работ,  возведения  здания,

  сооружения   или  и  частей,  рассчитанный  на  единицу  стоимости

  строительной продукции,  единицу мощности,  прироста мощности,  на

  1000  кв. м   приведенной  общей  площади  жилых  зданий  и другие

  показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с

  учетом    отраслевой   и   внутриотраслевой   специфики   объектов

  строительства,  а также  природно-климатических,  экологических  и

  других особенностей данного региона, территории, края, области.

      Территориальная (региональная) укрупненная  норма  может  быть

  сформирована  либо  посредством  адаптации  федеральной  (типовой)

  укрупненной нормы к  условиям  данного  региона,  либо  на  основе

  региональных  усредненных норм расхода материалов с учетом типовых

  норм отходов  и  потерь,  образующихся  при  транспортировании  от

  поставщика   до   потребителя,   а   также   расхода   материалов,

  необходимого  для  выполнения  вспомогательных  работ  (ремонтных,

  эксплуатационных и др.)

      4.9. Размерность норм расхода - единица измерения норм расхода

  сырья,   материалов,  изделий  и  конструкций  -  должна  отвечать

  возможностям  ее  использования   в   организации   и   управлении

  строительным     производством,     статистической     отчетности,

  бухгалтерском   учете,    других    экономических    расчетах    и

  соответствовать   применяемым  единицам  измерения  ресурсов.  При

  выборе единицы измерения нормы рекомендуется использовать  единицы

  международной  системы СИ:  длина - в м,  масса - в кг,  объем - в

  куб. м,   площадь -  в  кв. м.  При  разработке   усредненных  или

  укрупненных норм, наряду с указанными, можно использовать условные

  (приведенные) единицы измерения:  черные металлы - в тоннах  стали

  марки  Ст3,  цемент  -  в  тоннах  в  пересчете  на  марку  "400",

  лесоматериалы  -  в  кубических  метрах  круглого  леса,  стеновые

  материалы    -   в   тысячах   штук   условного   кирпича,   листы

  асбестоцементные  -  в  тысячах  штук   условных   плиток,   трубы

  асбестоцементные и керамические - в метрах условных труб и т.д.

      Единицы измерения объектов  нормирования  (п.  4.3)  должны  в

  стоимостном  или  натуральном  выражении  соответствовать единицам

  измерения,  использующимся   при   планировании,   организации   и

  управлении   строительством  исходя  из  инвестиционных  циклов  и

  уровней управления.


        5. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ


      5.1. Порядок разработки,  согласования,  принятия и применения

  норм расхода материалов,  установленный настоящим СНиПом, является

  обязательным   для   разработчиков   элементных,   усредненных   и

  укрупненных     норм - федеральных   (типовых),    территориальных

  (региональных) и местных (фирменных).

      5.2. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов

  и единиц  измерения,  по которым формируются федеральные (типовые)

  нормы, устанавливается Минстроем России.

      Федеральные (типовые)  нормы  разрабатываются под методическим

  руководством и по заданию  Минстроя  России  ведущими  проектными,

  проектно-технологическими, научно-исследовательскими   и   другими

  организациями.

      Федеральные (типовые)   нормы   принимаются  (согласовываются)

  Минстроем России  и  рекомендуются   к   использованию   на   всей

  территории Российской Федерации.

      5.3. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов

  и единиц измерения,  по которым формируются территориальные нормы,

  устанавливается   местной   администрацией   республик  в  составе

  Российской Федерации,  краев, областей, автономных образований или

  действующими   на   всей   территории   региона   предприятиями  и

  организациями независимо от  форм  собственности.  Территориальные

  нормы   разрабатываются   по   действующим  типовым  (федеральным)

  методикам  с  учетом  местных  условий  по  заданию  администрации

  региона    проектными,     проектно-технологическими,     научно -

  исследовательскими и другими организациями.

      Территориальные нормы    принимаются    (согласовываются)    в

  соответствии   с   действующим   порядком   и   рекомендуются    к

  использованию на территории данного региона.

      5.4. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов

  и единиц  измерения,  по  которым  формируются  местные     нормы,

  устанавливается руководством   строительно-монтажной  организации,

  завода, фирмы,  акционерного  общества  и   т.п.   Местные   нормы

  разрабатываются по  действующим  типовым (федеральным) методикам с

  учетом фактических характеристик материалов,  технологий,  условий

  изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на

  конкретном заводе   (полигоне)   и   в   конкретной   строительной

  организации.

      Местные нормы  утверждаются   (согласовываются)   руководством

  строительно-монтажной организации,   завода,  фирмы,  акционерного

  общества и т.п. и рекомендуются к применению на данном предприятии

  и в организации.

      5.5. В зависимости  от  вида  норм  (элементные,  усредненные,

  укрупненные) могут применяться различные методы их нормирования.

      При разработке    элементных   норм   используется   сочетание

  расчетно-аналитического и опытного методов. Расчетно-аналитическим

  методом  рассчитывается  расход материалов на единицу продукции по

  данным рабочих чертежей,  конструкторских спецификаций,  рецептур,

  технологических    регламентов   и   т.п.   Нормируемые   величины

  трудноустранимых технологических отходов и потерь определяются  на

  основе   карт   технологических  процессов,  технологических  карт

  раскроя,  согласования обработки,  актов взвешивания  заготовок  и

  т.п.  Условия проведения опытов должны быть наиболее типичными для

  данной   технологии   конкретного   производства   и   максимально

  приближенными к условиям реализации.

      При разработке усредненных и укрупненных норм  используется  в

  основном  расчетно-аналитический  метод  в  сочетании  с отчетно -

  статистическим.  При   расчете   указанным   способом   необходимо

  учитывать  сопоставимость  конструкций,  технологий  и организации

  производства,  опыт передовых организаций,  изменение структуры  и

  ассортимента  материалов с использованием данных об их фактических

  удельных расходах на  единицу  продукции  или  вид   строительно -

  монтажных работ.

      5.6. Нормы расхода  материалов  подлежат  пересмотру  по  мере

  внедрения   новых   технологических  процессов,  повышения  уровня

  организации строительного производства,  изменения свойств и видов

  материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицу продукции и

  вид строительно-монтажных работ.


          6. СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

               НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


      6.1. Разработанные  нормы  и  нормативные  показатели  расхода

  материальных ресурсов объединяются в сборники,  и им присваивается

  соответствующий   номер.   Формы   обложки   и   первой   страницы

  нормативного  документа  по  расходу  материалов  в  строительстве

  приведены в Приложениях Д,  Е.  Сборники норм и нормативов расхода

  материалов должны содержать техническую часть и таблицы норм.

      6.2. Техническая часть должна  состоять  из  разделов:  "Общие

  указания", "Правила  исчисления  объемов  работ"  (или  изделий) и

  "Коэффициенты к нормам".

      В разделе  "Общие  указания"  должны  помещаться   общие   для

  сборника   сведения   о  назначении  и  порядке  применения  норм.

  Запрещается помещать в этом разделе информацию, влияющую на размер

  норм.

      В разделе  "Правила  исчисления объемов работ",  кроме правил,

  могут приводиться при необходимости формулы и примеры расчетов.

      В разделе  "Коэффициенты  к  нормам"  при  необходимости могут

  помещаться коэффициенты,  разработанные для сокращения  количества

  аналогичных норм   при   изменении   условий  производства  работ,

  технологии, замене материалов,  приспособлений  и  т.п.  При  этом

  условия использования коэффициентов должны быть четко определены.

      Пункты технической  части  должны  иметь  двойную   нумерацию,

  состоящую из номера раздела и порядкового номера внутри раздела.

      6.3. Таблицы норм должны иметь наименование,  описание состава

  работ, измеритель  и количественные показатели норм.  Наименование

  таблицы должно обозначать процесс производства работ  (изделий)  и

  иметь самостоятельный    законченный    смысл.    Не   допускается

  присваивать одно наименование нескольким таблицам.

      Заголовочная часть таблицы может формироваться  из  нескольких

  уровней  по  вертикали.  На  верхнем уровне помещается информация,

  общая для многих норм;  на втором - для нескольких норм и т.д.; на

  последнем   -   для   одной   нормы.  Последовательное  соединение

  наименования таблицы и информации, помещенной в заголовочной части

  таблицы,  при  прочтении  сверху  вниз должно давать законченное и

  грамматически правильное наименование нормы.

      В описании  состава  работ  должен приводиться полный перечень

  основных  операций.  Если  работа  относится  не  ко  всем  нормам

  таблицы,  то  необходимо  указывать  номера  граф,  к  которым она

  относится.

      6.4. Измеритель должен относиться ко  всем  графам  таблицы  и

  содержать единицу измерения, множитель и поясняющий текст.

      6.5. Наименование  и  единица   измерения   материала   должны

  совпадать с  наименованием и единицей измерения,  предусмотренными

  Классификатором промышленной  и   сельскохозяйственной   продукции

  (ОКП).

      6.6. Каждая графа таблицы должна включать нормы по конкретному

  варианту выполнения  данного  вида  работ  (изделия),  а таблица в

  целом - объединять однородные нормы. Не рекомендуется объединять в

  одну таблицу  нормы  на  разные  виды  работ  (изделий) или нормы,

  имеющие разные  измерители.  Не  следует  под  таблицами  помещать

  примечания, содержащие информацию, влияющую на размер норм.

      6.7. В  сборниках  таблицы  норм  рекомендуется  объединять  в

  разделы и подразделы. Каждый раздел и подраздел должен иметь номер

  и наименование. Разделы должны нумероваться в пределах сборника, а

  подразделы - в пределах раздела.  Наименование  подраздела  должно

  конкретизировать наименование раздела, не повторяя его.

      6.8. Нумерация разделов и  таблиц  норм  ведется  в  целом  по

  сборнику  сквозным  методом,  а  страниц  -  от  титульного листа,

  являющегося первой страницей,  без  проставления  на  нем  номера.

  Каждый сборник должен иметь оглавление.


        7. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


      7.1. Нормы  и  нормативные  показатели  расхода  материалов  в

  строительстве  применяются   в   пределах   установленной   каждым

  документов области в соответствии с положениями,  предусмотренными

  настоящим СНиПом.

      7.2. Обязательные    положения    и    требования    настоящих

  строительных норм и  правил  подлежат  применению  всеми  органами

  управления,    предприятиями   и   организациями   независимо   от

  организационно-правовых   форм   и  ведомственной  принадлежности,

  включая общественные и иные организации,  совместные предприятия с

  участием  зарубежных   партнеров,   зарубежными   юридическими   и

  физическими  лицами.  Разрешение  на  отступления  от обязательных

  требований настоящего СНиПа в обоснованных случаях  дает  Минстрой

  России в установленном порядке.

      7.3. Рекомендательные положения данного СНиПа  применяются  по

  усмотрению исполнителя   (разработчика   норм)   или   потребителя

  (заказчика). После согласования  этих  положений  в  установленном

  порядке они являются обязательными как для исполнителя,  так и для

  заказчика.

      7.4. Юридические  и  физические  лица несут ответственность за

  нарушение обязательных  требований   и   правильность   применения

  положений настоящего    СНиПа   в   соответствии   с   действующим

  законодательством.



                                                        Приложение А


                       ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ


  ------------------------------------------------------------------

  ¦      Термин       ¦              Определение                   ¦

  +-------------------+--------------------------------------------+

  ¦Единица продукции  ¦Определенное количество продукции в единицах¦

  ¦                   ¦измерения массы, объема, площади, длины,    ¦

  ¦                   ¦стоимости                                   ¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Номенклатура мате- ¦Упорядоченный перечень наименований сырья и ¦

  ¦риальных ресурсов  ¦материалов                                  ¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Норма расхода ма-  ¦Количество материальных ресурсов, необходи- ¦

  ¦териальных ресурсов¦мое для производства единицы продукции      ¦

  ¦                   ¦(работ)                                     ¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Нормативы матери-  ¦Поэлементные составляющие норм расхода сырья¦

  ¦альных ресурсов    ¦и материалов                                ¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Объект нормирования¦Вид продукции или работ, на производство    ¦

  ¦                   ¦которых определяется норма или норматив     ¦

  ¦                   ¦расхода ресурсов                            ¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Метод нормирования ¦Способ разработки норм,  нормативов или     ¦

  ¦                   ¦нормативных показателей расхода ресурсов    ¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Чистая норма       ¦Количество материалов, необходимое для      ¦

  ¦                   ¦производства единицы продукции (работ) без  ¦

  ¦                   ¦учета всех видов отходов и потерь           ¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Отходы технологи-  ¦Остатки сырья и материалов, образующиеся в  ¦

  ¦ческие             ¦процессе превращения (переработки) исходных ¦

  ¦                   ¦материалов в готовую продукцию, если они не ¦

  ¦                   ¦могут быть использованы в процессе изготов- ¦

  ¦                   ¦ления этой продукции                        ¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Отходы технологи-  ¦Отходы, возникновение которых обусловлено   ¦

  ¦ческие трудноустра-¦техническим уровнем технологического обору- ¦

  ¦нимые              ¦дования и качественными характеристиками    ¦

  ¦                   ¦сырья и материалов                          ¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Отходы технологи-  ¦Отходы, возникающие при нарушении технологи-¦

  ¦ческие устранимые  ¦ческой дисциплины, требований стандартов и  ¦

  ¦                   ¦т.п.                                        ¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Потери технологи-  ¦Часть сырья, материалов, которая утрачивает-¦

  ¦ческие             ¦ся в процессе производства продукции (работ)¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Потери технологи-  ¦Неизбежные потери, зависящие от технического¦

  ¦ческие трудноустра-¦уровня и состояния оборудования, а также    ¦

  ¦нимые              ¦качественных характеристик материалов       ¦

  ¦                   ¦                                            ¦

  ¦Потери технологи-  ¦Потери, вызванные отступлением от установ-  ¦

  ¦ческие устранимые  ¦ленных рецептур, технологий, требований     ¦

  ¦                   ¦стандартов и технических условий по качеству¦

  ¦                   ¦сырья и материалов                          ¦

  --------------------+---------------------------------------------



                                                        Приложение Б


                               ПЕРЕЧЕНЬ

                ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) ЭЛЕМЕНТНЫХ НОРМ


  ------------------------------------------------------------------

  ¦    N   ¦    Наименование      ¦    N   ¦     Наименование      ¦

  ¦сборника¦                      ¦сборника¦                       ¦

  +--------+----------------------+--------+-----------------------+

  ¦   01   ¦Земляные работы       ¦   19   ¦Газоснабжение - внут-  ¦

  ¦   05   ¦Свайные работы        ¦        ¦ренние устройства      ¦

  ¦   06   ¦Устройство бетонных и ¦   20   ¦Вентиляция и кондицио- ¦

  ¦        ¦железобетонных конст- ¦        ¦нирование воздуха      ¦

  ¦        ¦рукций монолитных     ¦   22   ¦Водопровод - наружные  ¦

  ¦   07   ¦Монтаж бетонных и же- ¦        ¦сети                   ¦

  ¦        ¦лезобетонных конструк-¦   23   ¦Канализация - наружные ¦

  ¦        ¦ций сборных           ¦        ¦сети                   ¦

  ¦   08   ¦Конструкции из кирпича¦   24   ¦Теплоснабжение и газо- ¦

  ¦        ¦и блоков              ¦        ¦проводы - наружные сети¦

  ¦   10   ¦Деревянные конструкции¦   26   ¦Теплоизоляционные рабо-¦

  ¦   11   ¦Полы                  ¦        ¦ты                     ¦

  ¦   12   ¦Кровли                ¦   13   ¦Защита строительных    ¦

  ¦  15.01 ¦Облицовочные работы   ¦        ¦конструкций и оборудо- ¦

  ¦  15.02 ¦Штукатурные работы    ¦        ¦вания от коррозии      ¦

  ¦  15.04 ¦Малярные работы       ¦   14   ¦Конструкции в сельском ¦

  ¦  15.05 ¦Стекольные работы     ¦        ¦строительстве          ¦

  ¦  15.06 ¦Обойные работы        ¦   21   ¦Электроосвещение зданий¦

  ¦   27   ¦Автомобильные дороги  ¦   25   ¦Магистральные трубопро-¦

  ¦   09   ¦Металлические конст-  ¦        ¦воды газонефтепродуктов¦

  ¦        ¦рукции                ¦   28   ¦Железные дороги        ¦

  ¦   16   ¦Трубопроводы внутрен- ¦   31   ¦Аэродромы              ¦

  ¦        ¦ние                   ¦   32   ¦Трамвайные пути        ¦

  ¦   17   ¦Водопровод и канали-  ¦   33   ¦Линии электропередачи  ¦

  ¦        ¦зация - внутренние    ¦   45   ¦Промышленные печи и    ¦

  ¦        ¦устройства            ¦        ¦трубы                  ¦

  ¦   18   ¦Отопление - внутренние¦   46   ¦Работы при реконструк- ¦

  ¦        ¦устройства            ¦        ¦ции зданий и сооружений¦

  ---------+----------------------+--------+------------------------


      Примечание. Перечень   сборников   приведен   в   порядке   их

  разработки, ввода в действие и издания.


                                                        Приложение В


                               ПЕРЕЧЕНЬ

                ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) УСРЕДНЕННЫХ НОРМ


  ------------------------------------------------------------------

  ¦    N   ¦    Наименование      ¦    N   ¦     Наименование      ¦

  ¦сборника¦                      ¦сборника¦                       ¦

  +--------+----------------------+--------+-----------------------+

  ¦   1    ¦Земляные работы       ¦   27   ¦Автомобильные дороги   ¦

  ¦   2    ¦Горно-вскрышные работы¦   28   ¦Железные дороги        ¦

  ¦   3    ¦Буровзрывные работы   ¦   29   ¦Тоннели и метрополитены¦

  ¦   4    ¦Скважины              ¦   30   ¦Мосты и трубы          ¦

  ¦   5    ¦Свайные работы. Зак-  ¦   31   ¦Аэродромы              ¦

  ¦        ¦репление грунтов.     ¦   32   ¦Трамвайные пути        ¦

  ¦        ¦Опускные колодцы      ¦   33   ¦Линии электропередачи  ¦

  ¦   6    ¦Бетонные и железобе-  ¦   34   ¦Сооружения связи, ра-  ¦

  ¦        ¦тонные конструкции    ¦        ¦диовещания и телевиде- ¦

  ¦        ¦монолитные            ¦        ¦ния                    ¦

  ¦   7    ¦Бетонные и железобе-  ¦   35   ¦Горно-проходческие ра- ¦

  ¦        ¦тонные конструкции    ¦        ¦боты                   ¦

  ¦        ¦сборные               ¦   36   ¦Земляные конструкции   ¦

  ¦   8    ¦Конструкции из кирпича¦        ¦гидротехнических соору-¦

  ¦        ¦и блоков              ¦        ¦жений                  ¦

  ¦   9    ¦Металлические конст-  ¦   37   ¦Бетонные и железобетон-¦

  ¦        ¦рукции                ¦        ¦ные конструкции гидро- ¦

  ¦  10    ¦Деревянные конструкции¦        ¦технических сооружений ¦

  ¦  11    ¦Полы                  ¦   38   ¦Каменные конструкции   ¦

  ¦  12    ¦Кровли                ¦        ¦гидротехнических соору-¦

  ¦  13    ¦Защита строительных   ¦        ¦жений                  ¦

  ¦        ¦конструкций и оборудо-¦   39   ¦Металлические конструк-¦

  ¦        ¦вания от коррозии     ¦        ¦ции гидротехнических   ¦

  ¦  14    ¦Конструкции в сельском¦        ¦сооружений             ¦

  ¦        ¦строительстве         ¦   40   ¦Деревянные конструкции ¦

  ¦  15    ¦Отделочные работы     ¦        ¦гидротехнических соору-¦

  ¦  16    ¦Трубопроводы внутрен- ¦        ¦жений                  ¦

  ¦        ¦ние                   ¦   41   ¦Гидроизоляционные рабо-¦

  ¦  17    ¦Водопровод и канали-  ¦        ¦ты в гидротехнических  ¦

  ¦        ¦зация - внутренние    ¦        ¦сооружениях            ¦

  ¦        ¦устройства            ¦   42   ¦Берегоукрепительные ра-¦

  ¦  18    ¦Отопление - внутренние¦        ¦боты                   ¦

  ¦        ¦устройства            ¦   43   ¦Судовозные пути стапе- ¦

  ¦  19    ¦Газоснабжение - внут- ¦        ¦лей и слипов           ¦

  ¦        ¦ренние устройства     ¦   44   ¦Подводно-строительные  ¦

  ¦  20    ¦Вентиляция и кондицио-¦        ¦(водолазные) работы    ¦

  ¦        ¦нирование воздуха     ¦   45   ¦Промышленные печи и    ¦

  ¦  21    ¦Электроосвещение зда- ¦        ¦трубы                  ¦

  ¦        ¦ний                   ¦   46   ¦Работы при реконструк- ¦

  ¦  22    ¦Водопровод - наружные ¦        ¦ции зданий и сооружений¦

  ¦        ¦сети                  ¦   47   ¦Озеленение. Защитные   ¦

  ¦  23    ¦Канализация - наружные¦        ¦лесонасаждения. Много- ¦

  ¦        ¦сети                  ¦        ¦летние плодовые насаж- ¦

  ¦  24    ¦Теплоснабжение и газо-¦        ¦дения                  ¦

  ¦        ¦проводы - наружные се-¦   48   ¦Скважины на нефть и газ¦

  ¦        ¦ти                    ¦        ¦в морских условиях     ¦

  ¦  25    ¦Магистральные трубо-  ¦   49   ¦Скважины на нефть и газ¦

  ¦        ¦проводы газонефтепро- ¦        ¦                       ¦

  ¦        ¦дуктов                ¦        ¦                       ¦

  ¦  26    ¦Теплоизоляционные ра- ¦        ¦                       ¦

  ¦        ¦боты                  ¦        ¦                       ¦

  ---------+----------------------+--------+------------------------



                                                        Приложение Г


                               ПЕРЕЧЕНЬ

                ФЕДЕРАЛЬНЫХ (ТИПОВЫХ) УКРУПНЕННЫХ НОРМ


      1. Нормы   расхода   материалов   и  изделий  на  1000  кв.  м

  приведенной общей площади жилых зданий.

      2. Нормы расхода материалов  и  изделий  на  единицу  мощности

  (прироста мощности) по отраслям и видам производств.

      3. Нормы расхода  материалов  и  изделий  на  единицу  сметной

  стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства.



                                                        Приложение Д


                 ФОРМА ОБЛОЖКИ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

                ПО РАСХОДУ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


  ------------------------------------------------------------------

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦ СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦ ---------------------------------------------- ¦

  ¦               ¦    (вид нормативного документа по расходу      ¦

  ¦               ¦  материалов в строительстве - СНиП, СП, РДС)   ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  +---------------+------------------------------------------------+

  +---------------+------------------------------------------------+

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦ ---------------------------------------------- ¦

  ¦               ¦      (вид норм по масштабу применения)         ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦ ---------------------------------------------- ¦

  ¦               ¦     (наименование нормативного документа       ¦

  ¦               ¦     по расходу материалов в строительстве)     ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦ ---------------------------------------------- ¦

  ¦               ¦   (обозначение нормативного документа по       ¦

  ¦               ¦    расходу материалов в строительстве)         ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦             ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ                ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦Цветная полоса:¦                                                ¦

  ¦СНиП - красная;¦                                                ¦

  ¦СП - синяя;    ¦                                                ¦

  ¦РДС - зеленая  ¦                                                ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  +---------------+------------------------------------------------+

  +---------------+------------------------------------------------+

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦ ---------------------------------------------- ¦

  ¦               ¦   (полное и сокращенное наименование органа,   ¦

  ¦               ¦              утвердившего документ)            ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦ ---------------------------------------------- ¦

  ¦               ¦        (город, где расположен орган)           ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ¦               ¦ ---------------------------------------------- ¦

  ¦               ¦                 (год издания)                  ¦

  ¦               ¦                                                ¦

  ----------------+-------------------------------------------------



                                                        Приложение Е


             ФОРМА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

                ПО РАСХОДУ МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


  ------------------------------------------------------------------

  ¦                                                                ¦

  ¦                                       ----------------------   ¦

  ¦                                         Обозначение документа  ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦ -------------------------------------------------------------  ¦

  ¦      (вид нормативного документа по расходу материалов         ¦

  ¦                        в строительстве)                        ¦

  +----------------------------------------------------------------+

  ¦                                                                ¦

  ¦ -------------------------------------------------------------  ¦

  ¦            (наименование документа на русском языке)           ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦ -------------------------------------------------------------  ¦

  ¦          (наименование документа на английском языке - для     ¦

  ¦               федеральных нормативных документов)              ¦

  ¦                                                                ¦

  +----------------------------------------------------------------+

  ¦                             Дата введения                      ¦

  ¦                                          --------------------  ¦

  ¦                                           (год, месяц, число)  ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦                            ТЕКСТ                               ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦ -------------------------------------------------------------  ¦

  ¦                                                                ¦

  ¦   Издание официальное                                       1  ¦

  ------------------------------------------------------------------

Ключевые слова: норма, нормативный показатель, расход материальных ресурсов, цели, задачи, принципы, структура, объект нормирования, метод разработки, размерность норм, область применения