ГОСТ 23961-80 Метрополитены. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава

Версия для печати
Документ: 

ГОСТ 23961-80


УДК 625.42:006.354                                                                                                       Группа Ж83



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


МЕТРОПОЛИТЕНЫ


Габариты приближения строений, оборудования

и подвижного состава


Constraction, equipment and rolling stock сleaгапсе

diagrams for USSR Metro



Дата введения 1980-07-01



РАЗРАБОТАН

Министерством путей сообщения

Министерством транспортного строительства

Министерством автомобильной промышленности


ИСПОЛНИТЕЛИ

Ю. М. Лазаренко, канд. техн. наук (руководитель темы); Н. Г. Чибизова, канд. техн. наук; А. А. Львов, д-р техн. наук; Л. С. Борисова; А. Я. Чернышева; С. И. Жуков; А. Г. Акимов; Н. А. Ягупов; А. Л. Суровиков


ВНЕСЕН Министерством путей сообщения

Зам. министра К. В. Кулаев


УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 29 декабря 1979 г. № 260



Несоблюдение стандарта преследуется по закону


Настоящий стандарт распространяется на габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава линий метрополитенов колеи 1520 мм.

Установленные настоящим стандартом габариты следует применять при:

проектировании и строительстве новых линий метрополитена, сооружений и устройств на них;

реконструкции существующих линий метрополитена, сооружений и устройств на них;

проектировании, изготовлении, модернизации и ремонте подвижного состава для метрополитенов.

Порядок применения указанных габаритов на эксплуатируемых линиях метрополитенов устанавливается Министерством путей сообщения.



1. Основные положения


1.1. Настоящий стандарт устанавливает:

габариты приближения строений - предельные поперечные (перпендикулярные оси пути) очертания, внутрь которых помимо подвижного состава и оборудования не должны заходить никакие части стационарных сооружений и строительных конструкций, кроме упоров тоннельных затворов, с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж;

габарит приближения оборудования - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части всех видов оборудования и устройств, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава;

габарит подвижного состава - предельное, поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии;

строительное очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сеченый, наружу которого не должна выступать ни одна часть подвижного состава в этих сечениях, в ненагруженном его состоянии при нахождении на прямом горизонтальном пути и при совмещении его продольной, вертикальной, срединной плоскости с осью пути;

проектное очертание подвижного состава - поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкции проектируемого подвижного состава, имеющие номинальные размеры.

1.2. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом приближения оборудования установлено для размещения устройств пути, автоматики и телемеханики для движения поездов, связи, электроснабжения, освещения, санитарной техники, а также дорожки для прохода обслуживающего персонала, пешеходных мостиков и платформ на перегонах между станциями.

1.3. Пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных подвижных составов) установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также динамическими колебаниями подвижного состава на рессорах.

1.4. Пространство между габаритом подвижного состава и его строительным очертанием установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых:

допускаемыми в эксплуатации конструктивными зазорами при максимальных износах;

наклонами кузова при асимметрии нагрузки, неравномерной осадке рессор и выборе зазора в скользунах;

наклонами кузова из-за поломки элемента центральной рессоры.

Кроме того, дополнительно следует учитывать перемещения кузова вследствие боковой качки, крена и геометрических выносов в кривых участках, превышающие аналогичные перемещения кузова расчетного вагона.

1.5. Пространство между строительными и проектными очертаниями подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.


2. Габариты приближения строений


2.1. Габариты приближения строений должны соответствовать указанным на черт. 1-3 при расположении контактного рельса слева от оси пути.

2.2. Габарит приближения строений img1 (черт. 1) установлен для прямых участков пути и кривых радиусом 200 м и более, расположенных в тоннелях кругового очертания диаметрами 5100-5200 мм.

В кривых участках пути ось тоннеля должна быть смещена относительно оси пути во внутреннюю сторону кривой на величину img2, мм, определяемую по формуле

img3

где 1700 (1670) - расстояние от центра габарита до точки, лежащей в плоскости касательной к головкам рельсов посередине пути, соответственно, при рельсах типов Р50 и Р65, мм;

img4 - тангенс угла наклона пути к горизонтали.

Для служебных веток в кривых участках пути  радиусом менее 200 м размеры габарита img5 следует увеличивать, обеспечивая размещение между ним и габаритом img6 необходимого оборудования и кабелей.

Примечание. Габариты тоннелей кругового очертания диаметрами более 5200 мм следует определять расчетом, но принимать не менее габарита img7.

2.3. Очертание габарита приближения строений img8 (черт. 2), расположенное выше уровня головок рельсов, установлено для прямых участков пути. Для кривых участков пути поперечные размеры этого очертания следует увеличивать в соответствии с п. 1 обязательного приложения 1.

Очертание габарита img9, расположенное ниже уровня головок рельсов, установлено для прямых и кривых участков пути.

2.4. Очертание габаритов приближения строений img10 (черт. 3), расположенное выше уровня головок рельсов (кроме линии приближения колонн) установлено для прямых участков пути. Поперечные размеры правой части этого очертания и расстояние до перил на платформах, расположенных в кривых участках пути, следует увеличивать в соответствии с п. 1 обязательного приложения 1.

Координаты верхнего края платформ на станциях и перегонах на кривых участках пути следует принимать в соответствии с п. 2 обязательного приложения 1.

Очертание габарита img11, расположенное ниже уровня головок рельсов, а также расстояние по горизонтали до линии приближения колонн установлено для прямых и кривых участков пути.

2.5. Расстояние между осями смежных путей на прямых участках, а также на кривых радиусом 500 м и более должно быть не менее, мм:


на главных путях в двухпутных тоннелях без промежуточных опор

3400

на мостах и эстакадах

3700

на главных путях наземных участков и в местах укладки перекрестных съездов, а также путях для оборота составов

4000

на парковых путях

4200

на парковых путях, предназначенных также для обращения подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм

4800

на деповских путях (в здании)

4500


Для кривых участков пути радиусом менее 500 м указанные расстояния, кроме расстояний на парковых путях, следует увеличивать с учетом максимально допускаемых скоростей движения поездов на перспективу в соответствии с п. 3 обязательного приложения 1.




















Габарит img12

(для тоннелей кругового очертания на перегонах)


img13

_________________

* Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65


img14 линия приближения дорожки для прохода обслуживающего персонала;

(   (   (  линия приближения водоотводного лотка;

(  Х  (  Х  (  линия приближения основания пути.


Черт. 1


Примечания: 1. Размер в скобках следует принимать в случае укладки в путь рельсов типа Р65.

2. Размер img15 следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.

3. Уклон img16 для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона img17 следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.

4. За ось габарита следует принимать линию, проходящую через середину пути перпендикулярно к плоскости, касательной к головкам рельсов.








Габарит img18

(для тоннелей прямоугольного очертания, сооружений и устройств

наземных и надземных участков на перегонах


img19


_________________

* Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65


img20 линия приближения колонн;

img21 линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;

img22 линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;

img23 линия приближения основания пути на бетонном слое;

img24 линия приближения основания пути на щебеночном балласте.


Черт. 2


Примечания: 1. Размер img25 следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.

2. Уклон img26 для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона img27 следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.









Габарит img28 (для станций)


img29


____________________

* Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65


img30 линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;

img31 линия приближения основания пути на бетонном слое;

img32 линия приближения основания пути на щебеночном балласте;

img33 линия приближения перил на платформах;

img34 линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;

img35 линия приближения колонн.


Черт. 3


Примечания: 1. Размер img36 следует устанавливать в зависимости от конструкции пути в пределах 450-550 мм.

2. Уклон img37 для прямых участков пути следует принимать равным 0,03. Для кривых участков пути величину уклона img38следует устанавливать в зависимости от возвышения наружного рельса.

3. Размер 3150 мм допускается применять для стен служебных помещений, расположенных на пассажирских платформах, на длине до 10 м от их торца.


3. Габарит приближения оборудования


3.1. Габарит приближения оборудования на прямых участках пути должен соответствовать габариту img39, указанному на черт. 4 и 5.

3.2. Размеры верхнего очертания, а также расстояние от оси пути до точки img40 нижнего очертания габарита img41 в кривых участках пути следует увеличивать на величины перемещений расчетного вагона (длина кузова 18,2 м,  база вагона 12,6 м и база тележки 2,1 м) в соответствии с обязательным приложением 2.


Габарит img42

Верхнее очертание габарита img43


img44


Примечание. Размеры по вертикали до точек img45допускается принимать уменьшенными на 30 мм для тоннелей кругового очертания при обращении вагонов типов Е, 81-714, 81-717, И(81-715 и 81-716) в случае укладки в путь рельсов типа Р65.


Черт. 4


Нижнее очертание габарита img46


img47


__________________

* Размер следует увеличивать на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.

** Размер допускается увеличивать до 890 мм в местах установки уплотнителей на порогах.


img48 основное очертание габарита приближения оборудования;

img49 линия приближения контактного рельса;

( ( ( ( (линия приближения порога и настилов;

( (( ( линия приближения шины автостопа в поднятом положении;

( ((( ( линия приближения скобы пикетоотметчика;

( ( ( ( ( линия приближения автостопа только в стесненных условиях;

img50 линия приближения датчиков автоведения (действительно и для правой части);

img51 линия приближения пункта подключения кабелей к контактному рельсу;

img52 линия приближения нижней постели шпалы при укладке бетонного основания пути в тоннелях кругового очертания.


Черт. 5


Примечания: 1. Нижнее очертание габарита по линии img53 следует применять в местах отсутствия контактного рельса, а при наличии контактного рельса - по линии img54.

2. Ширина желоба img55 между боковой рабочей гранью головки ходового рельса и устройствами, расположенными внутри колеи, должна быть не менее 90 мм.

Ширина желоба img56 между рельсом и контррельсом должна быть не менее 42 мм при условии обеспечения плавного отвода до ширины 90 мм в начале и конце контррельса.

3.3. Размеры нижнего очертания габарита img57 (кроме размеров до точки img58) действительны  также и для кривых участков пути радиусом 200 м и более.

Для кривых участков пути радиусом менее 200 м расстояния по горизонтали до точек нижнего очертания габарита со стороны внутренней нитки следует дополнительно увеличивать:

при радиусе кривой менее 100 м - на 20 мм;

”         ”          ”         от      100  до 124 м - на 16 мм;

”         ”          ”         ”        125  ”   149 м - на 11 мм;

”         ”          ”         ”        150  ”   199 м - на 6 мм.

3.4. В пространстве между габаритами img59 и img60 в кривых участках радиусом 350 м и менее не допускается переход кабелей по своду с одной стороны тоннеля на другую.



4. Габарит подвижного состава


4.1. Габарит подвижного состава, а также путевых и других машин в транспортном положении, предназначенных для эксплуатации на линиях метрополитена, должен соответствовать указанному на черт. 6 и 7.

Примечание. Габариты путевых и других машин в рабочем положении следует устанавливать с учетом технологии выполняемых ими работ, безопасности эксплуатационной работы и сохранности оборудования, расположенного в соответствии с габаритом приближения оборудования img61


Габарит img62

Верхнее очертание габарита img63


img64


( ( ( ( ( только для зеркал заднего вида.


Черт. 6



Нижнее очертание габарита img65


img66


img67 для токоприемника и индуктора автоведения, расстояние от уровня верха головок рельсов до верхней плоскости индуктора автоведения должно быть не более 137 мм;

( ( ( для токоприемника в рабочем положении;

img68 только для скобы автостопа;

img69 только для корпуса редуктора.


Черт. 7

5. Строительное и проектное очертания

подвижного состава


5.1. Максимально допускаемые поперечные размеры img70 строительного очертания подвижного состава метрополитенов следует определять путем уменьшения размеров по горизонтали габарита img71 (см. черт. 6) с каждой стороны на величину необходимых горизонтальных ограничений габарита img72 или img73 (поперечных перемещений подвижного состава при вписывании в кривую расчетного радиуса с учетом наибольших допускаемых износов ходовых частей) по формуле

img74

где img75 - расстояние по горизонтали от оси пути до искомой img76-й точки строительного очертания, мм;

img77 - расстояние по горизонтали от оси пути до img78-й точки габарита подвижного состава img79, мм;

img80 - одно из указанных выше горизонтальных ограничений габарита подвижного состава img81 или img82 (внутреннее или наружное), мм.

5.2. Расстояния по вертикали до точек верхнего очертания габарита img83 (см. черт. 6, кроме точки 11) являются одновременно и максимальными расстояниями по вертикали до соответствующих точек строительного очертания верхней части подвижного состава в ненагруженном состоянии при колесах наибольшего диаметра.

Размеры строительного очертания нижней части подвижного состава (кроме токоприемника) по вертикали следует определять путем увеличения размеров по вертикали габарита img84 (см. черт. 7) в точках 11, 12, 13, 14, 15-27 на величину вертикальных ограничений (понижений соответствующих частей подвижного состава, возможных в процессе эксплуатации, вследствие максимального нормируемого износа ходовых частей, равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки и динамических колебаний).

Размеры строительного очертания токоприемника по вертикали необходимо определять с учетом следующих требований:

токоприемник нового вагона в верхнем положении не должен выходить по высоте за пределы  линии img85 нижнего очертания габарита img86 (см. черт. 7);

нижняя плоскость токоприемника  должна быть выше линии img87 нижнего очертания габарита img88 на величину возможного понижения токоприемника вследствие износа колесных пар за период между регулировками высоты токоприемника.

5.3. Методика определения строительных размеров подвижного состава приведена в обязательном приложении 3.

5.4. Проектное очертание подвижного состава следует определять путем уменьшения его строительного очертания на величину соответствующих плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.

5.5. Вписывание проектируемого подвижного состава в габарит М следует осуществлять посредством совмещения на одном чертеже строительного и проектного очертаний подвижного состава и внешнего контура соответствующих его частей (кузова, тележки и укрепленных на них деталей).

Для каждой выступающей точки, вписываемой в габарит части  подвижного состава, должны быть указаны координаты: горизонтальная - от продольной, вертикальной, серединной плоскости подвижного состава; вертикальная - от уровня верха головок рельсов.

Кроме того, на схеме расположения надкузовного и подкузовного оборудования должны быть указаны расстояния от проверяемых сечений рассматриваемой части подвижного состава до пятниковых сечений.

5.6. Запрещается выпуск предприятием-изготовителем единиц подвижного состава с нарушением строительного очертания.



Приложение 1

Обязательное


Методика определения поперечных размеров габаритов

приближения строений и расстояний между осями

смежных путей в кривых участках


1. Поперечные размеры габарита img89 (см. черт. 2), а также поперечные размеры правой части габарита img90 (см. черт. 3) и расстояние до перил на платформах в кривых участках  пути следует увеличивать:

с внутренней стороны кривой - на величину img91, мм, по формуле

img92

с наружной стороны кривой - на величину img93, мм, по формуле

img94

где img95 - максимальный геометрический вынос расчетного вагона в кривой данного радиуса, мм;

img96 - горизонтальное перемещение расчетного вагона при его наклоне от возвышения наружного рельса, мм.

Величины img97 и img98 следует принимать соответственно по табл. 1 и 2.

При определении расстояний от оси пути до стен прямоугольного очертания величину img99 следует принимать: для наружной стороны кривой при img100=1000 мм, для внутренней - при img101=3260 мм.


Таблица 1


Геометрический вынос расчетного вагона в кривой радиуса img102


img103, м

img104, мм

img105, м

img106, мм

img107, м

img108, мм

img109, м

img110, мм

4000

5

1000

21

350

60

150

140

3000

7

800

26

300

70

125

168

2000

10

600

35

250

84

100

210

1500

14

500

42

200

105

80

262

1200

18

400

52

175

120

60

350


2. Координаты верхнего края платформ на станциях и  перегонах на кривых участках пути следует принимать по табл. 3.

3. Расстояния между осями смежных путей на кривых участках пути радиусом менее 500 м следует увеличивать:

на значение img111 - при отсутствии возвышения или при равных возвышениях наружных рельсов обоих путей или при возвышении наружного рельса внешнего пути менее возвышения наружного рельса внутреннего пути;

на значение img112 - при возвышении наружного рельса внешнего пути более возвышения наружного рельса внутреннего пути.

Значения img113 и img114 приведены в табл. 4.

4. Отводы уширений габаритов приближения строений, а также габарита приближения оборудования и расстояний между осями смежных путей на подходах к кривым участкам следует производить от нуля до полной нормы, соответствующей круговой кривой по прямолинейной зависимости.

Отводы уширений габаритов следует начинать:

при наличии переходной кривой - за 10 м до начала этой кривой со стороны наружной рельсовой нити и за 5 м - со стороны внутренней рельсовой нити;

при отсутствии переходной кривой - соответственно за 12 и 8 м до начала круговой кривой.

Отводы уширений габаритов следует заканчивать:

при наличии переходной кривой - за 5 м до начала круговой кривой со стороны наружной рельсовой нити и в начале круговой кривой - со стороны внутренней рельсовой нити;

при отсутствии переходной кривой - за 2 м до начала круговой кривой со стороны наружной рельсовой нити и на круговой кривой, в 5 м от ее начала - со стороны внутренней рельсовой нити.


Таблица 2


Горизонтальные перемещения img115

мм

Высота Н от уровня верха головок рельсов до точек

Горизонтальные перемещения img116 при возвышении наружного рельса img117

габарита

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

3950-3901

25

49

74

99

123

148

173

197

222

247

271

296

3900-3801

24

49

73

97

122

146

171

195

219

244

268

292

3800-3701

24

48

71

95

119

142

166

190

214

237

261

285

3700-3601

23

46

69

92

116

139

162

185

208

231

254

277

3600-3501

22

45

67

90

112

135

157

180

202

225

247

270

3500-3401

22

44

66

87

109

131

153

175

197

219

241

262

3400-3301

21

43

64

85

106

127

149

170

191

212

234

255

3300-3201

21

41

62

82

103

124

144

165

186

206

227

247

3200-3101

20

40

60

80

100

120

140

160

180

200

220

240

3100-3001

19

39

58

77

97

116

136

155

174

194

213

232

3000-2901

19

38

56

75

94

112

131

150

169

187

206

225

2900-2801

18

36

54

72

91

109

127

145

163

181

199

217

2800-2701

18

35

52

70

87

105

122

140

157

175

192

210

2700-2601

17

34

51

67

84

101

118

135

152

169

186

202

2600-2501

16

32

49

65

81

97

114

130

146

162

179

195

2500-2401

16

31

47

62

78

94

109

125

141

156

172

187

2400-2301

15

30

45

60

75

90

105

120

135

150

165

180

2300-2201

14

29

43

57

72

86

101

115

129

144

158

172

2200-2101

14

28

41

55

69

82

96

110

124

137

151

165

2100-2001

13

26

39

52

66

79

92

105

118

131

144

157

2000-1901

12

25

37

50

62

75

87

100

112

125

137

150

1900-1801

12

24

36

47

59

71

83

95

107

119

131

142

1800-1701

11

22

34

45

56

67

79

90

101

112

124

135

1700-1601

11

21

32

42

53

64

74

85

96

106

117

127

1600-1501

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

1500-1401

9

19

28

37

47

56

66

75

84

94

103

112

1400-1301

9

18

26

35

44

52

61

70

79

87

96

105

1300-1201

8

16

24

32

41

49

57

65

73

81

89

97

1200-1101

8

15

22

30

37

45

52

60

67

75

82

90

1100-1001

7

14

21

27

34

41

48

55

62

69

76

82

1000-901

6

12

19

25

31

37

44

50

56

62

69

75

900-801

6

11

17

22

28

34

39

45

51

56

62

67

800-701

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

700-601

4

9

13

17

22

26

31

35

39

44

48

52

600-501

4

8

11

15

19

22

26

30

34

37

41

45

500-401

3

6

9

12

16

19

22

25

28

31

34

37

400-301

2

5

7

10

12

15

17

20

22

25

27

30

300-201

2

4

6

7

9

11

13

15

17

19

21

22

200-101

1

2

4

5

6

7

9

10

11

12

14

15

100-0

1

1

2

2

3

4

4

5

6

6

7

7



Таблица 3


Координаты верхнего края платформы на станциях и перегонах

на кривых участках пути


Радиус кривой, м

Обозначение координат

Координаты верхнего края платформ, мм, при возвышении наружного рельса h, мм



10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

3000

Уо

1100

1100

1100

1100










Xо

1457

1457

1457

1457










Увн

1091

1082

1072

1063










Хвн

1464

1471

1477

1484










Унар

1109

1118

1127

1136










Хнар

1450

1443

1436

1429









2000

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100








Xо

1460

1460

1460

1460

1460

1460








Увн

1091

1082

1072

1063

1054

1044








Хвн

1467

1474

1480

1487

1494

1500








Унар

1109

1118

1127

1136

1145

1154








Хнар

1453

1446

1439

1432

1425

1418







1500

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100






Xо

1464

1464

1464

1464

1463

1464

1464

1464






Увн

1091

1082

1072

1063

1053

1044

1035

1025






Хвн

1471

1478

1484

1491

1498

1504

1511

1517






Унар

1109

1118

1127

1136

1145

1154

1163

1172






Хнар

1457

1450

1443

1436

1429

1422

1414

1407





1200

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100



Xо

1468

1468

1468

1468

1468

1468

1468

1468

1468

1468

1468



Увн

1091

1082

1072

1063

1053

1044

1034

1025

1015

1006

997



Хвн

1475

1482

1488

1495

1502

1508

1515

1521

1528

1534

1540



Унар

1109

1118

1127

1136

1146

1154

1163

1172

1181

1190

1199



Хнар

1461

1454

1447

1440

1433

1426

1418

1411

1404

1396

1389


1000

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100


Xо

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471

1471


Увн

1091

1081

1072

1063

1053

1044

1034

1025

1015

1006

996

986


Хвн

1478

1485

1491

1498

1505

1511

1519

1524

1531

1537

1543

1550


Унар

1109

1118

1127

1137

1146

1155

1164

1172

1181

1190

1199

1208


Хнар

1464

1457

1450

1443

1436

1429

1421

1414

1406

1399

1392

1384

800

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100


Xо

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476

1476


Увн

1091

1081

1072

1063

1053

1044

1034

1024

1015

1005

996

986


Хвн

1483

1490

1496

1503

1510

1516

1523

1529

1536

1542

1548

1555


Унар

1109

1118

1128

1137

1146

1155

1164

1173

1182

1190

1199

1208


Хнар

1469

1462

1455

1448

1441

1434

1426

1419

1412

1404

1397

1389

600

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100


Xо

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485

1485


Увн

1091

1081

1072

1062

1053

1043

1034

1024

1014

1005

995

985


Хвн

1492

1499

1505

1512

1519

1525

1532

1538

1545

1551

1557

1564


Унар

1109

1118

1128

1137

1146

1155

1164

1173

1182

1191

1200

1209


Хнар

1478

1471

1464

1457

1450

1442

1435

1428

1420

1413

1406

1398

500

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100


Xо

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492

1492


Увн

1091

1081

1072

1062

1053

1043

1033

1024

1014

1004

994

985


Хвн

1499

1506

1512

1519

1526

1532

1539

1545

1552

1558

1564

1571


Унар

1109

1118

1128

1137

1146

1155

1164

1173

1182

1191

1200

1209


Хнар

1485

1478

1471

1464

1457

1450

1442

1435

1428

1420

1412

1405

400

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100


Xо

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502

1502


Увн

1091

1081

1072

1062

1052

1043

1033

1023

1013

1004

994

984


Хвн

1509

1516

1522

1529

1536

1542

1549

1555

1562

1568

1574

1580


Унар

1109

1118

1128

1137

1146

1156

1165

1174

1183

1192

1201

1210


Хнар

1495

1488

1481

1474

1467

1460

1452

1445

1437

1430

1422

1415

350

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100


Xо

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510

1510


Увн

1090

1081

1071

1062

1052

1042

1033

1023

1013

1003

993

983


Хвн

1517

1524

1530

1537

1544

1550

1557

1563

1570

1576

1582

1588


Унар

1109

1119

1128

1138

1147

1156

1165

1174

1184

1193

1202

1211


Хнар

1503

1496

1489

1482

1475

1468

1460

1453

1446

1438

1430

1423

300

Уо

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100

1100


Xо

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520


Увн

1090

1081

1071

1062

1052

1042

1032

1022

1012

1002

992

982


Хвн

1527

1534

1540

1547

1554

1560

1567

1573

1580

1586

1592

1598


Унар

1110

1119

1128

1138

1147

1156

1166

1175

1184

1193

1202

1211


Хнар

1513

1506

1499

1492

1485

1478

1470

1463

1455

1448

1440

1433


Примечания: 1. В таблице приведены следующие координаты:

Уо  - высота платформ, измеряемая по перпендикуляру к плоскости, касательной к головкам рельсов;

Xо - расстояние от оси габарита до края платформы, измеряемое параллельно плоскости, касательной к головкам рельсов;

Увн, Унар - высота платформ, измеряемая по вертикали от горизонтальной плоскости, проходящей через середину пути, имеющего возвышение наружного рельса, соответственно с внутренней и наружной сторон кривой;

Хвн, Хнар  - расстояния по горизонтали от оси пути (вертикальной линии, проходящей через середину пути) до края платформы соответственно с внутренней и наружной сторон кривой.

2. Для промежуточных значений кривых участков пути и возвышений наружного рельса координаты следует определять по линейной интерполяции.

Таблица 4

Нормы увеличения горизонтальных расстояний между осями смежных

путей в кривых участках


Радиус кривой, м

img118, мм, при возвышении наружного рельса внешнего пути img119, мм


0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

400

-

122

130

137

145

152

159

167

174

182

189

196

204

350

-

137

145

152

160

167

174

182

189

197

204

211

219

300

150

157

165

172

180

187

194

202

209

217

224

231

239

250

178

185

193

200

208

215

222

230

237

245

252

259

267

200

220

227

235

242

250

257

264

272

279

287

294

301

309

175

250

257

265

272

280

287

294

302

309

317

324

331

339

150

290

297

305

312

320

327

334

342

349

357

364

371

379

125

346

353

361

368

376

383

390

398

405

412

420

427

435

100

430

437

450

452

460

467

474

482

489

497

504

511

519

80

535

542

550

557

565

572

579

587

594

602

609

616

624

60

710

717

725

732

740

747

754

762

769

777

784

791

799

При возвышении наружного рельса внешнего пути img120, мм, более возвышения наружного рельса внутреннего путиimg121, мм

img122- img123, мм

img124, мм

5

img125+ 10

10

img126+ 20

15

img127+ 30

20

img128+ 41

25

img129+ 51

30

img130+ 61

35

img131+ 71

40

img132+ 82

45

img133+ 92

50

img134+ 102

55

img135+ 112

60

img136+ 122

65

img137+ 132

70

img138+ 143

75

img139+ 153

80

img140+ 163

90

img141+ 183

100

img142+ 204

110

img143+ 224

120

img144+ 244



Приложение 2

Обязательное


Методика определения размеров габарита приближения

оборудования для кривых участков пути


1. Размеры габарита img145 в точках а, б, в, г, д, е, ж, з, р, с, т для кривых участков пути необходимо увеличивать на следующие дополнительные смещения в кривых расчетного вагона:

img146 - максимальный геометрический вынос, мм, расчетного вагона в кривой данного радиуса, определяемый по формуле

img147

img148 и img149 - соответственно боковое и вертикальное смещения точек расчетного вагона при наклоне на рессорах под воздействием центробежной силы и силы тяжести.

Величины img150 и img151 следует определять по формулам:

img152

img153

где img154 - радиус кривой, м;

img155 - возвышение наружного рельса в кривой, мм;

img156 - высота рассматриваемой точки габарита приближения оборудования в прямой, считая от уровня головок рельсов, мм;

img157 - расстояние от оси пути до данной точки габарита приближения оборудования в прямой, мм;

img158 - высота центра поворота кузова вагона на рессорах при боковых колебаниях, мм.

2. Размеры габарита img159, увеличенные на указанные в п. 1 настоящего приложения смещения, разрешается принимать в двух системах координат (см. чертеж настоящего приложения):

первая (наклонная) - ось ординат img160 проходит через середину пути (точку 0) и перпендикулярной к головкам рельсов img161.






























Система координат для измерения

габарита img162 в кривых участках пути


img163

В первой системе координат габарит приближения оборудования в кривой симметричен относительно оси img164, то есть координаты img165 и img166 какой-либо его точки как для наружной, так и для внутренней стороны данной кривой установлены  одинаковыми;

вторая (горизонтально-вертикальная) - ось ординат img167 проходит через середину пути (точку 0) и перпендикулярна к горизонтальной оси img168, проходящей также через точку 0.

Во второй системе координат габарит приближения оборудования в кривой не симметричен относительно оси img169, то есть  координаты какой-либо точки при ее расположении с наружной и внутренней сторон одной и той же кривой разные.

3. Вертикальная img170 и горизонтальная img171 координаты габарита img172 в первой системе координат следует определять по формулам:


точки img173

img174

img175

точки img176

img177

img178

точек img179

img180img181

img182

точек img183

img184

img185

точек img186

img187

img188

точек img189

img190

img191


Координаты img192 и img193 точек нижнего очертания габарита img194, не указанные в п. 1 настоящего приложения, следует принимать по черт. 5 настоящего стандарта.

4. Вертикальные и горизонтальные координаты точек габарита img195 (соответственно img196, img197 и img198, img199) для внутренней и наружной сторон кривой во второй системе координат следует определять по формулам:

img200

img201

img202

img203

где img204 - угол наклона пути к горизонтали, в градусах, определяемый по формуле

img205

здесь img206 - возвышение наружного рельса в кривой, мм;

1600 - расстояние между кругами катания  колес по рельсам, мм.

5. Числовые значения координат img207, img208, img209, img210, img211, img212, рассчитанные в соответствии с данной методикой, приводятся в "Инструкции по применению габаритов приближения строений, оборудования и подвижного состава метрополитенов"



Приложение 3

Обязательное


Методика определения строительных размеров

подвижного состава габарита img213


1. Определение горизонтальных ограничений габарита img214.

1.1. Горизонтальные ограничения подразделяются на внутренние (img215) и наружные (img216).

Ограничения следует определять:

внутренние - для поперечных сечений, расположенных в пределах базы подвижного состава (между направляющими * сечениями);

наружные - для поперечных сечений, расположенных за пределами базы подвижного состава (снаружи направляющих * сечений).

___________________

* Направляющие сечения - сечения, проходящие через оси колесных пар для двухосных единиц подвижного состава и через вертикальные оси шкворней тележек для четырехосных.

1.2. Величину внутренних ограничений img217, мм, и наружных img218, мм, следует определять по формулам:

img219   (1)

img220   (2)

где 1.2.1. img221 - горизонтальное перемещение подвижного состава соответственно в кривой и в прямой при извилистом его движении из-за наличия зазора между внутренней рабочей гранью рельса и гребнем бандажа колеса при максимальной (с учетом допуска) ширине рельсовой колеи (в кривой - img222 , в прямой img223) и минимально допустимой в эксплуатации толщине гребня бандажа колеса.

Величины img224 и img225, мм, следует определять по формулам:

img226   (3)

img227   (4)

где img228 - минимальное расстояние между наружными гранями предельно изношенных гребней бандажей колес, мм;

img229 - минимальное расстояние между внутренними гранями бандажей колес с учетом минусового допуска, мм;

img230 - минимальная толщина гребня бандажа колеса, мм.

В случае, если сумма img231 для img232 меньше минус 8, а img233 для img234 - меньше минус img235, то ее следует принимать равной нулю, а расчеты вести из условий вписывания подвижного состава в прямую, заменив в формулах (1) и (2) член img236на img237;

1.2.2. img238 - наибольшее возможное поперечное перемещение рамы тележки в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения относительно колесной пары вследствие зазоров при максимальных износах в буксовом узле и узле сочленения рамы тележки с буксой, мм;

1.2.3. img239 - наибольшее возможное поперечное перемещение кузова в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения относительно рамы тележки вследствие зазоров при максимальных износах и упругих колебаний в узле сочленения кузова и рамы тележки, мм;

1.2.4. img240 - геометрический вынос рассматриваемого внутреннего поперечного сечения подвижного состава в кривой расчетного радиуса сверх выноса в этой кривой середины расчетного вагона, мм.

Величину img241, мм, следует определять по формуле

img242   (6)

где img243 - расстояние от рассматриваемого внутреннего поперечного сечения подвижного состава до его ближайшего направляющего сечения, м;

img244 - база вагона, м;

img245 - база тележки, м.

Для наиболее неблагоприятного внутреннего сечения - среднего (где img246).

img247, мм, следует определять по формуле

img248   (7)

1.2.5. img249 - геометрический вынос рассматриваемого наружного поперечного сечения подвижного состава в кривой расчетного радиуса сверх выноса в этой кривой конца расчетного вагона, мм.

Величину img250,мм, следует определять по формуле

img251   (8)

где img252 - расстояние от рассматриваемого  наружного поперечного сечения подвижного состава до его ближайшего направляющего сечения, м.

Для наиболее неблагоприятного наружного сечения - концевого, для которого img253, где img254 - длина кузова вагона, м, величину геометрического выноса img255, мм, следует определять по формуле

img256

1.2.6. img257 - боковое перемещение кузова рассматриваемого подвижного состава во внутреннюю сторону кривой (при максимальном возвышении наружного рельса img258=120 мм) из-за его наклона на рессорах под воздействием силы тяжести при остановке, сверх аналогичного перемещения кузова расчетного вагона.

Величину img259, мм, следует определять по формуле

img260   (9)

где img261 - высота рассматриваемой точки габарита, м;

img262 - высота центра поворота кузова на рессорах, считая от уровня головок рельсов, определяемая расчетом или экспериментально.

При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величину img263 для проектируемого вагона допускается принимать равной расстоянию от уровня головок рельсов до оси колесной пары.

img264 - коэффициент наклона проектируемого вагона, определяемый по формуле

img265

здесь img266 - вес обрессоренных частей тележки, тс;

img267 - вес кузова брутто, тс;

img268 - расстояние от оси колесной пары до центра тяжести обрессоренных частей тележки, мм;

img269 - расстояние от оси колесной пары до центра тяжести кузова, мм;

img270 - расстояние от оси колесной пары до верхней опорной поверхности рессор центрального подвешивания тележки, мм;

img271 - жесткость рессор буксового подвешивания тележки, тс/мм;

img272 - жесткость рессор центрального подвешивания тележки, тс/мм;

img273, img274 - половина расстояния между серединами комплектов в поперечном направлении соответственно буксового и центрального подвешивания тележки, мм;

img275 - поперечная жесткость буксового и центрального подвешивания тележки, тс/мм.

Для ориентировочных расчетов коэффициент img276 допускается определять по формуле

img277   (11)

где img278 - угловая жесткость тележки, img279, определяемая по формуле

img280   (12)

где img281 - общая жесткость эквивалентного рессорного подвешивания одной стороны вагона, тс/мм, определяемая по формуле

img282   (13)

здесь img283 - жесткость рессор буксового подвешивания с одной стороны тележки, тс/мм;

img284 - жесткость рессор центрального подвешивания с одной стороны тележки, тс/мм;

1.2.7. img285 - боковое перемещение кузова проектируемого вагона в наружную сторону кривой при его наклоне на рессорах под воздействием избыточной центробежной силы при непогашенном поперечном ускорении 0,5 img286 сверх аналогичного перемещения кузова расчетного вагона.

Величину img287, мм, следует определять по формуле

img288   (14)

1.2.8. img289 - боковое перемещение кузова при его наклоне на рессорах на угол img290 от неравномерного (асимметричного) расположения полезной нагрузки.

Величину img291, мм, следует определять по формуле

img292   (15)

Величину угла img293, рад, необходимо определять из условия поперечного перемещения центра тяжести стоящих пассажиров на величину img294=100 мм от оси кузова, по формуле

img295   (16)

где img296 - угол наклона кузова на буксовых рессорах от неравномерной загрузки подвижного состава, рад;

img297 - то же, на центральных рессорах, рад.

Величины img298 и img299 следует определять по формулам:

img300   (17)

img301    (18)

где img302 - вес стоящих пассажиров при плотности 8 чел на 1 img303 свободной площади пола салона вагона, тс.

Для вагонов с пневморессорами величину угла img304, рад, следует определять по формуле

img305   (19)

где img306 - возможный перепад высоты центральных рессор за счет нечувствительности высоторегулирующих клапанов;

1.2.9. img307 - боковое перемещение кузова при наклоне на рессорах на угол img308 вследствие неравномерной осадки рессор ненагруженного вагона и выбора зазора в скользунах, рад.

Величину img309, мм, следует определять по формуле

img310   (20)

1.2.10. img311 - боковое перемещение кузова при его наклоне на угол img312, вследствие поломки одного витка в каждой центральной пружине одной стороны тележки.

Величину img313 мм, следует определять по формуле

img314   (21)

Величину img315, рад, следует определять по формуле

img316   (22)

где img317 - расстояние от центра поворота кузова на рессорах до его центра тяжести, мм;

img318 - дополнительный прогиб центральных пружин при поломке одного их витка одной стороны тележки:

Величину img319, мм, следует определять по формуле

img320   (23)

здесь img321 - расчетная высота пружины, мм;

img322 - диаметр прутка пружины, мм;

img323 - число рабочих витков.

Величину img324, мм, следует определять по формуле

img325   (24)

где img326 - номинальная высота пружин под нагрузкой брутто, мм;

img327 - угол боковой качки кузова проектируемого вагона, определяемый расчетом или экспериментально с учетом максимальных скоростей движения на перегоне, рад. При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величину img328 допускается принимать равной 0,011.

Для вагонов на пневморессорах величину img329, мм, следует определять по формуле

img330   (25)

где img331 - величина осадки лопнувшей пневморессоры в первый момент поломки, мм;

1.2.11. img332 - разность перемещений кузова проектируемого и расчетного вагонов, возникающих при боковой качке.

Величину img333, мм, для всех точек габарита img334, кроме точек 7, 8 и 9, следует определять по формуле

img335   (26)

а для точек 7, 8 и 9- по формуле

img336   (27)

где img337   (28)

img338   (29)

Здесь 0,011 - угол боковой качки, рад, учтенный при расчетах зазора между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава во всех его точках, кроме точек 7, 8 и 9;

0,0035  - то же, для точек 7, 8 и 9;

img339 - угол боковой качки кузова  проектируемого вагона, определяемый расчетом или экспериментально с учетом скоростей движения на станциях, рад.

При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величины img340 и img341 для проектируемого вагона допускается принимать:

img342 - 0,011;

img343 - 0,0035.

1.3. Формулы (1) и (2) необходимо применять при определении допустимого строительного очертания кузова вагона и укрепленных на нем деталей по точками 1-4, 5(img344), 6(img345) и 7-11 габарита img346. При этом для точек 7, 8 и 9 член (img347) в формулах (1) и (2) следует принимать с коэффициентом 0,7.

В формуле (2) выражение img348 для вагонов, имеющих по экспериментальным данным угол влияния кузова не более img349 рад, допускается принимать с коэффициентом 0,7. При этом член (img350) следует принимать равным полному его значению.

1.4. При определении допустимого строительного очертания кузова вагона и укрепленных на нем деталей (подвагонного оборудования по точкам  12, 13, 14, 15 габарита img351 перемещения img352, img353, img354, img355, img356 и img357 учитывать  не следует, а ограничения img358 и img359, мм, следует определять по формулам:

img360   (30)

img361   (31)

где 25 - коэффициент, учитывающий увеличение расстояния до контактного рельса и ограничение скорости движения в кривой радиусом 60 м.

1.5. Расчет горизонтальных ограничений img362 и img363, мм, габарита img364 для определения строительного очертания рамы тележки и укрепленных на ней деталей следует производить по формулам, приведенным ниже:

Для точек 8-11

img365   (32)

img366   (33)

для точек 12-15

img367   (34)

img368   (35)

где img369 и img370 - расстояние от ближайшей оси колесной пары тележки до рассматриваемого соответственно наружного (находящегося за пределами базы тележки) и внутреннего (в пределах базы тележки) сечения тележки, м;

img371 - возможное в эксплуатации поперечное перемещение рассматриваемой детали относительно рамы тележки, мм.

1.6. Расчет горизонтальных ограничений img372 и img373, мм, для определения строительного очертания необрессоренных частей (колесных пар и жестко или шарнирно укрепленных на них деталей) по соответствующим точкам габарита img374 следует производить по формулам:

img375   (36)

img376   (37)

где img377 - возможное в эксплуатации поперечное перемещение рассматриваемой детали относительно колесной пары, мм.

1.7. Горизонтальные ограничения img378 и img379 для кузова и тележки следует рассчитывать сначала для их внутреннего среднего и наружного концевого сечений. По наибольшим величинам из полученных ограничений должна быть определена допустимая ширина соответственно кузова и тележки.

Допустимые размеры деталей, укрепленных на кузове и тележке, следует определять для каждого из сечений, в которых находятся соответствующие детали.

2. Определение вертикальных ограничений габарита img380

2.1. Возможное в эксплуатации понижение необрессоренных частей img381, мм, (колесных пар и жестко или шарнирно укрепленных на них деталей, а также деталей, опирающихся на буксы) следует определять по формуле

img382   (38)

где img383 - понижение колесных пар вследствие уменьшения толщины обода колес, в результате их обточек при ремонтах, износа и местных неровностей на поверхности катания. Величину img384, мм, следует определять как разность между проектной толщиной обода нового колеса и допускаемой в эксплуатации наименьшей (браковочной) толщиной обода колеса;

img385 - понижение деталей, опирающихся на буксы, вследствие износа опорных поверхностей, мм.

2.2. Возможное понижение img386, мм, обрессоренной рамы тележки и укрепленных на ней деталей следует определять по формуле

img387   (39)

где img388 - равномерная статическая осадка рессорных комплектов буксового подвешивания порожнего вагона вследствие старения рессор, принимаемая равной 5 мм.

img389 - статический прогиб, мм, рессор надбуксового подвешивания от расчетной нагрузки, определяемой по формуле

img390   (40)

здесь img391 - расчетная нагрузка на вагон, тс;

img392 - гибкость рессор надбуксового подвешивания тележки мм/тс;

img393 - износ (мм) в узле соединения рамы тележки и рассматриваемой детали, мм.

Расчетную нагрузку на вагон следует определять, исходя из условий, приведенных ниже:

вес одного пассажира - 70 кгс;

все места для сидения заняты, а на 1 img394 свободной площади пола салона вагона находится 10 чел.

2.3. Возможное понижение img395, мм, надрессорного бруса и укрепленных на нем деталей следует определять по формуле

img396   (41)

где img397 - равномерная статическая осадка рессорных комплектов центрального подвешивания ненагруженного вагона вследствие старения рессор, принимаемая равной 10 мм.

img398- статический прогиб, мм, рессор центрального подвешивания  от расчетной нагрузки, определяемый по формуле

img399   (42)

где img400 - гибкость рессор центрального подвешивания тележки, мм/тс.

2.4. Возможное понижение img401, мм, обрессоренного кузова (рамы) и укрепленных на нем деталей необходимо определять по формуле

img402   (43)

где img403- вертикальный износ пятника и подпятника, мм;

img404 - износ в узле соединения кузова (рамы) и рассматриваемой детали, мм;

img405 - понижение кузова (рамы) и укрепленных на нем деталей вследствие галлопирования и подпрыгивания, мм.

2.5. При расчете предельных понижений частей подвижного состава, расположенных на значительных расстояниях от опорных пятников (в средних и концевых сечениях), следует учитывать также прогибы элементов конструкции от расчетной нагрузки. Для промежуточных сечений величину указанных понижений следует определять, исходя из линейного закона изменения прогиба, принимая величину прогиба в пятниковых сечениях равной нулю.




1. Основные положения

2. Габариты приближения строений

Габарит (для тоннелей кругового очертания на перегонах)

Габарит (для тоннелей прямоугольного очертания, сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах

Габарит (для станций)

3. Габарит приближения оборудования

Габарит Верхнее очертание габарита

Нижнее очертание габарита

4. Габарит подвижного состава

Габарит М. Верхнее очертание габарита М

Нижнее очертание габарита М

5. Строительное и проектное очертания подвижного состава

Приложение 1 (обязательное). Методика определения поперечных размеров габаритов приближения строений и расстояний между осями смежных путей в кривых участках

Приложение 2 (обязательное). Методика определения размеров габарита приближения оборудования для кривых участков пути

Система координат для измерения габарита в кривых участках пути

Приложение 3 (обязательное). Методика определения строительных размеров подвижного состава габарита