ГОСТ 21.204-93
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система проектной документации для строительства
УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ И СООРУЖЕНИЙ ТРАНСПОРТА
System of building design documents,
Graphical symbols and signs of elements of
general layouts and transport
Дата введения 1994-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом по методологии, организации, экономике и автоматизации проектирования (ЦНИИпроект), проектным институтом № 2 (ПИ-2), проектным и научно-исследовательским институтом промышленного транспорта (АО "ПромтрансНИИпроект"), государственным институтом проектирования городов Российской Федерации (Гипрогор)
ВНЕСЕН Госстроем России
2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве 10 ноября 1993 г.
За принятие стандарта проголосовали:
Наименование государства | Наименование органа государственного управления строительством |
Азербайджанская Республика | Госстрой Азербайджанской Республики |
Республика Армения | Госупрархитектура Республики Армения |
Республика Беларусь | Госстрой Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Минстрой Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Госстрой Киргизской Республики |
Российская Федерация | Госстрой Россия |
Республика Таджикистан | Госстрой Республики Таджикистан |
Украина | Минстройархитектуры Украины |
3 ВЗАМЕН ГОСТ 21.108-78
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает основные условные графические обозначения и изображения, применяемые на чертежах генеральных планов предприятий, сооружений (в т.ч. сооружений транспорта) и жи-лищно-гражданских объектов различного назначения.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
ГОСТ 2.303-68 ЕСКД. Линии
ГОСТ 2.749-84 ЕСКД. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1 Проектируемые здания, сооружения, инженерные сети, транспортные устройства, элементы озеленения и благоустройства (далее -элементы генеральных планов и сооружений транспорта) изображают на чертежах с применением условных графических обозначений и упрощенных изображений, установленных настоящим стандартом. Существующие элементы генеральных планов и сооружений транспорта, а также используемые на чертежах условные сокращенные наименования материала покрытий, дорог, отмосток, тротуаров и т. п. выполняют в соответствии с "Условными знаками для топографических планов масштабов 1:5000,1:1000,1:500" [1].
3.2 Изображения проектируемых наземных и надземных зданий, сооружении, инженерных сетей и транспортных устройств выполняют сплошной толстой основной линией, подземных - штриховой толстой линией по ГОСТ 2.303.
Границу изменения покрытия наносят пунктирной линией, по обе стороны которой указывают сокращенное наименование материала покрытия.
3.3 Элементы генеральных планов и сооружений транспорта, подлежащие разборке или сносу, изображают в соответствии с рисунком 1. Здания и сооружения, подлежащие реконструкции, изображают в соответствии с рисунком 2.
Рисунок 1 Рисунок 2
3.4 Условные графические обозначения и изображения выполняют в масштабе чертежа с учетом рекомендуемых размеров, приведенных в таблицах в миллиметрах.
3.5 Условные графические обозначения проектируемых устройств железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки принимают по ГОСТ 2.749.
3.6 Примененные условные графические обозначения и изображения, не вошедшие в настоящий стандарт, следует пояснять на чертежах.
4 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАНИЦ
ТЕРРИТОРИЙ
Условные графические обозначения границ территорий выполняют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Наименование | Обозначение |
1 Граница землепользования (землевладения) | |
2 Граница отвода земель для железных и автомобильных дорог | |
3 Условная граница территории проектируемого предприятия, сооружения, жилищно-гражданского объекта | |
4 “Красная” линия | |
5 Граница регулирования застройки | |
6 Граница зоны санитарной охраны |
5 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЧЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
5.1 Основные условные графические обозначения и изображения проектируемых зданий и сооружений выполняют в соответствии с таблицей 2.
5.2 Условные графические изображения многосекционных жилых зданий на чертежах в масштабе 1:500 и 1:1000 выполняют, разбивая их на секции и указывая входы.
5.3 внутреннюю сторону линии контура условного графического изображения здания и сооружения совмещают с координационными осями.
Таблица 2
Наименование | Обозначение и изображение |
1 Здание (сооружение) а) наземное |
|
б) подземное | |
в) нависающая часть здания | |
2 Навес | |
3 Проезд, проход в уровне первого этажа здания (сооружения) | |
4 Переход (галерея) | |
5 Вышка, мачта | |
6 Эстакада крановая | |
7 Высокая платформа (рампа) при здании (сооружении) | |
8 Платформа (с пандусом и лестницей) |
|
9 Стенка подпорная |
|
10 Контрбанкет, контрфорс | |
11 Берегоукрепление, оврагоукрепление Примечание—Вместо многоточия проставляют наименование материала укрепления |
|
12 Откос: а) насыпь | |
б) выемка Примечания 1 Штриховку откоса при значительной протяженности показывают участками. 2 Вместо многоточия проставляют наименование материала укрепления и крутизну откоса |
|
13 Ограждение территории с воротами | |
14 Площадка, дорожка, тротуар: а) без покрытия | |
б) с булыжным покрытием | |
в) с плиточным покрытием | |
г) с оборудованием Примечания 1 В случае применения других материалов покрытия используют графическое изображение 14а, дополняя его полным или сокращенным наименованием материала (согласно 3.1), которое указывают на полке линии-выноски. 2 В условном изображении 14г для примера показан однобалочный мостовой край на площадке без покрытия. |
5.4. При выполнении упрощенных изображений зданий и сооружений, приведенных в 1в, 2, 4 таблицы 2, наличие опор в проектном положении указывают знаком "+". При этом количество опор, ворот и дверей должно соответствовать фактическим данным.
6 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
И ИЗОБРАЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ
6.1 Условные графические обозначения и изображения проектируемых транспортных сооружений и устройств на планах выполняют в соответствии с таблицей 3.
6.2 Номер и техническую категорию железнодорожного пути указывают в разрыве условного графического изображения линии пути. Главные станционные пути обозначают римскими цифрами, прочие станционные и внутриплощадочные пути — арабскими цифрами.
Размер шрифта для обозначения путей, парков и стрелочных переводов должен быть на один—два номера больше, чем размер шрифта, принятого для размерных чисел на том же чертеже, но не более 5 мм.
Техническую категорию указывают при необходимости римской цифрой в кружке диаметром 10 мм.
6.3 В условных графических обозначениях мостов, путепроводов, путей подвесных дорог расстояния между опорами, размеры опор и др. переменные параметры принимают по фактическим данным,
Таблица 3
Наименование | Обозначение и | Размер, мм | |
изображение | для М 1:500; М 1:1000; | для М 1:2000; М 1:5000; | |
1 Автомобильная дорога | ( | ( | |
2 Путь железнодорожный колеи 1520 мм | ( | ( | |
3 Путь железнодорожный узкой колеи | ( | ( | |
4 Путь трамвайный | ( | ( | |
5 Путь метрополитена: а) наземный | ( | ( | |
б) подземный | |||
6 Путь скоростного трамвая: а) наземный | ( | ( | |
б) подземный | |||
7 Путь подвесной дороги: | или | ( | ( |
а) рельсовой | ( | ( | |
б) канатной | ( | ( | |
8 Направление движения транспорта | |||
9 Ворота габаритные а) на автомобиль-ной дороге | |||
б) на железнодо-рожном пути | |||
10 Пикет: а) железнодорож-ного пути | |||
б) автомобильной дороги | ( | ||
11 Пикет неправильный | |||
12 Уклоноуказа-тель на железнодо-рожном пути Примечания 1. Цифры обозначают: отметку головки рельса в точке перелома профиля; уклоны в промилле и соответствующие расстояния в метрах; привязку к пикетам. | |||
2 Знак наносят в случаях, когда на плане изображено два и более железнодорожных путей для обозначения тех путей, к которым относится уклоноуказатель | |||
13 Вершина угла поворота оси трассы железнодорожно- го пути и автомобильной дороги | |||
14 Начало и конец круговой кривой | |||
15 Начало и конец переходной кривой | |||
16 Указатель километров: а) железнодорж- ных путей | |||
б) автомобильных дорог Примечание Для существующих железнодорожных путей и автомо- бильных дорог затушевку указателя километров не выполняют | |||
17 Группировка основных путей парка Примечание— Слева от значка группировки указывают наименование парка, справа в числителе —обозначение и число путей, в знаменателе — наименьшее и наибольшие полезные длины путей | |||
18 Парк и группа путей: а) парк приема | П | ( | ( |
б) парк отправления | О | ( | ( |
в) приемо-отправочный парк | ПО | ( | ( |
г) транзитный парк | ТР | ( | ( |
д) группировоч-ный парк | ГП | ( | ( |
е) сортировочный парк | С | ( | ( |
ж) сортировочно-отправочный парк | СО | ( | ( |
19 Стрелочный перевод с номером перевода и обозначением центра перевода: а) одиночный несимметричный | |||
б) одиночный несимметричный | |||
в) сдвоенный односторонний | |||
г) сдвоенный разносторонний | |||
д) перекрестный Примечание—Централизован- ные стрелочные переводы показывают с заливкой хвостовой части | |||
20 Пересечение путей глухое | ( | ( | |
21 Сплетение путей | |||
22 Конец рельсового пути а) без упора | |||
б) с упором | |||
23 Сбрасыватель башмака: а) усовой | |||
б) клиновой | |||
24 Горка сортировочная | |||
25 Полугорка сортировочная | |||
26 Круг поворотный | ( | ||
27 Весы: а) вагонные | ( | По типу зданий и сооружений | |
б) автомобильные | По типу зданий и сооружений | ( | ( |
28 Колонка раздачи ГСМ | |||
29 Край— опробования тормозов | |||
30 Устройство пневмообдувки стрелок | |||
31 Переезд: а) с деревянным настилом | ( | ||
б) с железобе- тонным настилом | ( | ||
32 Мосты и путепроводы: а) на железных дорогах | |||
б) на автомобильных дорогах | ( | ||
33 Путепроводы тоннельного типа: а) на железных дорогах | |||
б) на автомобильных дорогах | ( |
6.4 Условные графические обозначения и изображения сооружений и устройств на продольных профилях проектируемых железнодорожных путей и автомобильных дорог выполняют в соответствии с таблицей 4.
В условных графических обозначениях элементов существующих сооружений и устройств, приведенных в 1-3, 5, 13 таблицы 4, затушевку не выполняют.
6.5 Размеры изображений, приведенных в 16, 17, 19, 22 таблицы 4, принимают по фактическим размерам проектируемого сооружения. Количество пролетов в изображении моста, путепровода, виадука, эстакады должно соответствовать фактическим данным.
В изображении путепровода, виадука, эстакады, располагаемых на незатопляемых территориях, отметки горизонтов высоких (ГВВ) и меженных (ТМВ) вод не указывают.
Таблица 4
Наименование | Обозначение и изображение | Размер, мм |
1 Железнодорожная станция а) участковая | ||
б) промежуточная | ||
в) грузовая | ||
г) сортировочная | ||
д) пассажирская | ||
е) промышленная грузовая | ||
ж) промышленная сортировочная | ||
2 Разъезд, обгонный пункт и пост а) разъезд | ||
б) обгонный пункт | ||
в) пост | ||
3 Пункт остановочный пассажирский | ||
4 Стрелочный перевод Примечание ( Направление лучей, образующих угол стрелки, должно соответствовать положению стрело- чного перевода в плане (лево- и право- сторонее), а вершина угла должна быть направлена в сторону остряков | ||
5 Переезд: а) неохраняемый | ||
б) охраняемый | ||
в) переустраиваемый | ||
6 Устройство раздельного пункта: а) основное депо | ||
б) оборотное депо | ||
в) пункт оборота локомотивов | ||
г) пункт смены локомотивных и поездных бригад | ||
д) вагоноремонтное депо | ||
е) пункт технического осмотра | ||
ж) контроль тормозов | ||
з) пункт поездного водоснабжения | ||
7 Пересечение инженерных сетей надземных на высоких опорах: а) линий электропередачи | ||
б) линий связи и сигнализации | ||
в) трубопроводов различного назначе- ния | ||
8 Пересечение инженерных сетей подземных: а) трубопроводов различного назначе- ния | ||
б) каналов различного назначе- ния | ||
в) кабелей Примечание к пунктам 7 и 8(Слева от выносной линии вместо точек указыва- ют краткое наимено- вание инженерной сети или ее обозначе- ние, а также высоту опоры. Изображение дополняют отметкой уровня | ||
9 Канава нагорная или водоотводная | ||
10 Дренаж | ||
11 Сброс воды Примечание(Направление стрелки соответствует направ- лению возрастания километража, а ее наклон вверх обоз- начает сброс воды влево, вниз(сброс воды вправо | ||
12 Репер или марка геодезическая | ||
13 Указатель километров | ||
14 Пикеты неправильные: а) на новых линиях | ||
б) на вторых путях Примечание(Цифры на пересечении диагоналей обозначают расстояние между пикетами | ||
15 Лоток | ||
16 Дамба | ( | |
17 Фильтрующая насыпь | ( | |
18 Труба водопропускная: а) круглая | ||
б) прямоугольная | ||
19 Мост, путепровод, виадук и эстакада | ||
20 Путепровод над проектируемой дорогой | ||
21 Мост пешеходный | ||
22 Тоннель пешеходный |
7 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ
СЕТЕЙ
7.1 Условные графические обозначения инженерных сетей выполняют в соответствии с таблицей 5, в которой буквенно-цифровые обозначения приведены в качестве примера и на чертежах должны соответствовать проектным.
7.2 Трубопроводную, кабельную или воздушную сеть наносят одной линией, соответствующей оси (трассе) сети, и сопровождают установленными буквенно-цифровыми обозначениями.
Буквенно-цифровые обозначения сети наносят в разрывах линии сети с интервалами не более 100 мм, а также вблизи характерных точек (поворотов, пересечений, вводов в здания и сооружения и т.д.).
7.3 Сети, прокладываемые в одной траншее или на одной линии опор, допускается изображать одной линией, указывая виды сетей на полке линии-выноски.
7.4 Сети, прокладываемые в коммуникационных сооружениях, в пределах этих сооружений графически не указывают. Для указания вида и количества сетей приводят буквенно-цифровые обозначения на полке линии-выноски, проведенной от сети сооружения.
7.5 В случаях, когда в проекте все внеплощадочные сети проложены под землей, допускается условно изображать их сплошной линией с соответствующим пояснением.
7.6 Трассу высоковольтных линий электропередачи (ВЛ), резервную или перспективную, изображают тонкой штриховой линией. Границу коридора ВЛ изображают сплошной тонкой линией.
Таблица 5
Наименование | Обозначение | Размер, мм |
1 Инженерная сеть, прокладываемая в коммуникационных сооружениях: а) на эстакаде | ||
б) в галерее | ||
в) в тоннеле, проходном канале | ||
г) в канале непроходном | ||
д) в кабельном канале | ||
2 Инженерная сеть, прокладываемая в траншее | ||
3 Инженерная сеть наземная а) на высоких опорах | ||
б) на низких опорах | ||
в) на опорах по покрытию здания (соору- жения) | ||
г) на опорах по стене здания (сооружения) |
8 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВОДООТВОДНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Условные графические обозначения водоотводных сооружений выполняют в соответствии с таблицей 6.
Таблица 6
Название | Обозначение |
1 Лоток: а) Неукрепленный | |
б) укрепленный | |
в) междушпальный | |
2 Канал, канава, кювет: а) неукрепленные | |
б) укрепленные | |
3 Быстроток, перепад | |
4 Дюкер Примечание(Для примера дюкер показан на сети канализации | |
5 Водоприемный колодец (дождеприемная решетка ( щелевой сток) | |
6 Труба водопропускная | |
7 Дренажная сеть |
9 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛЬЕФА
Условные графические обозначения элементов плана организации рельефа выполняют в соответствии с таблицей 7.
Таблица 7
Наименование | Обозначение |
1 Элемент плана земляных масс Примечание(Знак плюс (+) обозначает насыпь, минус (-) выемку | |
2 Точка перелома и промежуточная продольного профиля автомобильных дорог и водоотводных сооружений | |
3 Направление проектного уклона рельефа | |
4 Горизонтальные проектные | |
5 Уклоноуказатель (автомобильных дорог, водоотводных сооружений и др.) Примечание (Вместо многоточия в верхней части проставляют величину уклона в промилле, в нижней(длину участка в метрах | |
6 Точка проектного рельефа |
10 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ
Условные графические обозначения элементов озеленения выполняют в соответствии с таблицей 8.
Таблица 8
Наименование | Обозначение |
1 Дерево | |
2 Кустарник: а) обычный | |
б) вьющийся (лианы) | |
в) в живой изгороди (стриженый) | |
4 Цветник | |
5 Газон |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(информационное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] "Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500", утвержденные в 1986 г. Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР.