ГОСТ 17.5.3.02-90
Группа Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ОХРАНА ПРИРОДЫ.
Земли.
Нормы выделения на землях государственного
лесного фонда защитных полос лесов вдоль
железных и автомобильных дорог
Nature protection. Lands. Rates for shelter
belts allotment along railroads and highways
on lands of state forest reserves
ОКСТУ 2209
Дата введения 1991-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по лесу
РАЗРАБОТЧИКИ
С.И. Никитин (руководитель темы); Д.Д. Любич; Н.Т. Макарычев; В.Д. Казанский
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН в действие Постановлением государственного комитета СССР по охране природы от 03.07.90 N 26
3. ВЗАМЕН ГОСТ 17.5.3.02-79
4. Ссылочные нормативно-технические документы
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта |
ОСТ 56-44-80 | 11 |
1. Настоящий стандарт устанавливает нормы выделения на землях единого государственного лесного фонда защитных полос лесов (земель) вдоль железных и автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и областного значения.
Стандарт применяется при проектировании и строительстве новых, эксплуатации и реконструкции действующих железных и автомобильных дорог и проведении лесоустроительных работ.
Термин, применяемый в настоящем стандарте, и пояснение к нему приведены в приложении.
2. Защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог предназначены для обеспечения защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии, для ограждения движущегося транспорта от неблагоприятных аэродинамических воздействий, для снижения уровня шума, выполнения санитарно-гигиенических, оздоровительных и эстетических функций, для предотвращения загрязнения окружающей среды продуктами деятельности транспорта.
3. Защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог выделяют из общей площади лесов единого государственного лесного фонда и относят к лесам первой группы.
4. Защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог выделяют из лесов всех групп и категорий. Не допускается выделение защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог из заповедников, национальных и природных парков, заповедных лесных участков, лесов, имеющих научное или историческое значение, природных памятников, лесопарков, лесов орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждений, городских лесов, лесов лесопарковых частей зеленых зон, лесов санитарной охраны источников водоснабжения и лесов первой и второй зон округов санитарной охраны курортов и особо ценных лесных массивов, запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб.
5. Ведение лесного хозяйства на выделенных вдоль железных и автомобильных дорог полосах лесов осуществляют предприятия лесного хозяйства и другие организации, за которыми закреплены эти леса.
6. Защитные полосы лесов (земель) вдоль проектируемых и новостроящихся железных и автомобильных дорог и их перевод в леса первой группы выделяют до начала или с началом строительства дорог, а вдоль эксплуатируемых - во время очередного лесоустройства.
7. Ширина защитных полос лесов вдоль железных дорог должна быть не менее 500 м с каждой стороны дороги. Ширина защитных полос лесов вдоль автомобильных дорог должна составлять не менее 250 м с каждой стороны дороги. Допускается уменьшение ширины защитных полос лесов не более чем на 50 м при наличии на местности естественных или искусственных рубежей.
8. Ширина защитных полос лесов вдоль железных и автомобильных дорог в зонах пустыни и полупустыни на участках, подверженных песчаным заносам, в районах с вечной мерзлотой, в горных районах, на участках с опасными эрозионными процессами, селевыми потоками, снежными лавинами, в местах, подверженных наводнениям, паводкам, сейсмическим и другим стихийным явлениям, должна быть установлена с учетом обеспечения защиты дорог от воздействия неблагоприятных факторов.
9. На имеющихся в пределах выделенных защитных полос лесов вдоль дорог, не покрытых лесом землях, пригодных для лесовыращивания, должны быть созданы лесные насаждения.
10. Ширину защитных полос лесов вдоль дорог исчисляют от границы полосы отвода земель транспорта, но не менее 15 м от основания земляного полотна железной или автомобильной дороги.
11. Внешние границы защитных полос лесов должны быть привязаны к легкоопознаваемым в натуре естественным и искусственным объектам, рубежам.
При ограничении внешних границ защитных полос лесов визирами в местах пересечения их с квартальными просеками и внутриквартальными коммуникациями должны быть установлены указательные столбы в соответствии с ОСТ 56-44.
12. В защитных полосах лесов допускаются рубки ухода за лесом, санитарные и лесовосстановительные рубки, направленные на сохранение защитных функций леса.
13. Лесовосстановительные рубки применяются в защитных полосах лесов, кроме выделяемых опушек.
14. Лесовосстановительные рубки следует применять с одновременным проведением в обязательном порядке лесовосстановительных работ. При этом должна обеспечиваться непрерывность защитного действия выделенных полос лесов и формирование нового их поколения из высокопродуктивных и ценных в хозяйственном отношении древесных и кустарниковых пород.
Приложение
Справочное
Термин, применяемый в настоящем стандарте,
и пояснение к нему
Термин | Пояснение |
Земли транспорта | Земли, предоставленные в пользование транспортным организациям для осуществления строительства, содержания, ремонта, усовершенствования и развития транспортных объектов и обеспечения их эксплуатации |