Правительство | Московские городские | МГСН 4.05-95 |
Москвы | строительные нормы |
1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.).
при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (санитарные врачи Пронина Л.И., Добышев К.А.).
2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения.
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
4. СОГЛАСОВАНЫ: УГПС ГУВД г. Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Департаментом образования г. Москвы.
5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 30 ноября 1995 г. № 1143-РЗП.
Внесены | Утверждены | Срок |
Дата введения 1996 - 01 - 01
1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 (см. раздел 2) для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение и уточнение к федеративным нормативным документам в строительстве, в т.ч. по проектированию общественных зданий и среды жизнедеятельности инвалидов, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих школ-интернатов для детей-инвалидов.
1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию школ-интернатов для детей инвалидов.
1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.
Пункты настоящих норм, отмеченные знаком (, являются обязательными.
2.1. СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
2.2. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».
2.3. СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы».
2.4. СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений».
2.5. ВСН 62-91 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».
3.1. Рекомендуемая номенклатура типов школ-интернатов для детей и подростков с недостатками физического и умственного развития и уровень обеспечиваемого воспитанникам образования приводятся в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
№№ | Назначение школы-интерната | Уровень даваемого образования |
1. | Для умственно отсталых детей | Неполное среднее |
2. | Для слепых и слабовидящих детей | Полное среднее |
3. | Для глухих и слабослышащих детей | Полное среднее |
4. | Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Полное среднее |
5. | Для детей больных сколиозом | Полное среднее |
6. | Для детей с недостатками речи | Неполное среднее |
3.2. В школах-интернатах для инвалидов, как правило, содержатся дети школьного возраста: в учреждениях, обеспечивающих неполное среднее образование (девятилетнее) ( 7-16 лет; полное среднее (одиннадцатилетнее) ( 7-19 лет.
П р и м е ч а н и я:
1. С учетом недостатков физического и умственного развития сроки обучения и возраст детей и подростков, пребывавших в школах-интернатах, могут быть увеличены и в соответствии с заданием на проектирование в состав школ-интернатов для инвалидов могут быть включены дошкольные отделения для детей 3-7 лет.
2. В школах-интернатах для умственно отсталых детей могут быть организованы группы-классы, в которых детям-инвалидам 2-19 лет обеспечивается только начальное образование.
3.3. Школы-интернаты, как правило, обеспечивают круглосуточное пятидневное пребывание воспитанников. В некоторых случаях в интересах детей допускается только дневное пребывание воспитанников. При наличии сирот, школы-интернаты обеспечивают им круглогодичное пребывание в учреждении, включая выходные дни и школьные каникулы.
( 3.4 Школы-интернаты для детей с недостатками физического или умственного развития должны обеспечивать воспитанникам следующие виды обслуживания:
- проживание;
- питание;
- санитарно-гигиеническое обслуживание;
- воспитание, обучение;
- культурно-массовое обслуживание;
- медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию);
- социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей); административно-бытовое обслуживание.
( 3.5. Все типы школ-интернатов, за исключение школ для слепых и слабовидящих детей, должны быть рассчитаны на пребывание инвалидов-колясочников. Ориентировочное расчетное число колясочников в школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата следует принимать 20-30% от вместимости, в остальных типах учреждений - 2-3% от вместимости.
П р и м е ч а н и е:
Школы-интернаты, так же как и все остальные учреждения, должны быть рассчитаны на посетителей-инвалидов, пользующихся колясками
3.6. Количество этажей в зданиях, как правило, следует принимать не более трех. В случае, если в состав школ-интернатов входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше второго этажа.
П р и м е ч а н и е:
На затесненных территориях в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для глухих и слабослышащих, для детей больных сколиозом, для детей с недостатками речи число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Госпожнадзора.
3.7. При числе этажей более двух школы-интернаты должны быть оборудованы лифтами по расчету. В двухэтажных зданиях школ-интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата наличие лифтов обязательно; в остальных типах школ-интернатов - наличие лифтов определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. В школах-интернатах для детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата кроме лифтов следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:10 с ограждающими конструкциями со всех сторон, имеющими предел огнестойкости не менее 2-х часов.
Ширина лестничных маршей и пандусов в школах-интернатах для детей-инвалидов должна быть не менее 1,8 м.
3.8. Вместимость школ-интернатов, состав и площади их помещений должны в каждом конкретном случае определяться заданием на проектирование.
При общей вместимости более 160 мест учреждение должно состоять из отдельных блоков (отделений), включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также учебного и первичного медицинского обслуживания.
Актовый и спортивный залы, а также бассейн следует предусматривать общими на все учреждение.
3.9. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
( 3.10. Во всех помещениях необходимо предусмотреть устройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе передвигающихся на колясках.
( 3.11. В учреждениях для детей с нарушениями зрения следует предусматривать предупреждающую информацию о приближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия дорожек, рельефными полосами, защитными ограждениями и др. для облегчения ориентации детей в пространстве.
( 3.12. Высоту помещений, требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии с нормами проектирования «Общественные здания и сооружения», «Противопожарные нормы», «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения», а также другими нормативными документами, действующими в г. Москве.
4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 140-160 кв.м на 1 место при вместимости до 160 мест и 120-140 кв.м на 1 место при вместимости свыше 160 мест.
П р и м е ч а н и е:
На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20 %.
( 4.2. В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:
а) зона проживания и обучения детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, спортивными площадками;
б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;
в) зона изолятора, приемного и карантинного отделений;
г) зона огорода, ягодника, живого уголка;
д) хозяйственная зона. в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д.
П р и м е ч а н и е:
На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями школ-интернатов, при условии выполнения требований действующих нормативных документов.
4.3. Площадь игровых площадок принимается 6-8 кв.м на одного ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв.м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков для дошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол, должны быть закрыты с трех сторон и ориентированы на солнечную сторону. Возможно блокирование игровых площадок и теневых навесов. относящихся к одной жилой секции (п. 5.6).
4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:
- для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также площадка для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, пролезания), скамейки для отдыха;
- для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.
П р и м е ч а н и я:
1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
2. К песочных дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр.
4.5. На территории школ-интернатов, за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, необходимо предусматривать физкультурную и спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т.п. Эти площадки должны располагаться вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста.
Размеры спортивных площадок рекомендуется принимать: для настольного тенниса - 2,8(1,5 м; для волейбола - 9(18 м; для футбола - 40(60 м; для бадминтона - 13,5(6 м; для физической культуры - 80-100 кв.м. Набор площадок и их размер определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
4.6. Огород-ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп детей из расчета: огород-ягодник - 0,4-0,6 кв.м на одного ребенка, площадка для живого уголка - 0,2-0,4 кв.м. на одного ребенка.
4.7. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 40% площади участка.
4.8. Вопросы размещения школ-интернатов для детей-инвалидов в системе застройки населенных пунктов, удаления от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий, следует решать в соответствии с градостроительными требованиями нормативных документов, действующих на территории г. Москвы и ЛПЗП.
( 4.9 Территория школ-интернатов должна быть огорожена, на участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием из расчетной нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух противоположных сторон.
При въезде на территорию следует предусматривать проходную.
( 4.10. Изолятор (приемно-карантинное отделение) должен иметь подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда пожарных машин и специального транспорта для эвакуации заболевших детей.
( 4.11. Норма расхода воды при наружном пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов.
( 5.1. В состав школ-интернатов входят следующие основные группы помещений:
- помещения проживания детей;
- помещения учебно-профессиональной подготовки;
- помещения обслуживания (включающие помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);
- изолятор, приемно-карантинное отделение;
- хозяйственные сооружения.
( 5.2. Помещения проживания детей, помещения учебно-профессиональной подготовки и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. При этом, в случае непосредственного примыкания, между блоками должны предусматриваться противопожарные стены 1-го типа.
Изолятор, совмещенный с приемно-карантинным отделением, допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.) должны располагаться в отдельном корпусе или блоке, размещаемом в специальной зоне с отдельным въездом.
Независимо от вместимости учреждений, помещения административно-бытового обслуживания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения.
( 5.3. Здания школ-интернатов следует проектировать не ниже II степени огнестойкости.
( 5.4. Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений двух основных типов:
- для детей-дошкольников - по типу детского сада, когда раздевальная, групповая, спальня и туалет образуют единый блок связанных друг с другом помещений;
- для детей школьного возраста - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров).
П р и м е ч а н и е:
Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу 1 (детского сада), так и по типу 2 (коридорной системы).
( 5.5. Численность детей должна составлять:
- в дошкольных группах 6-8 человек;
- в группах-классах детей школьного возраста: для глухих детей - 8 чел., для слабослышащих, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 10 чел., для больных сколиозом - 10-12 чел., в остальных типах учреждений - 8-10 чел.
П р и м е ч а н и я:
1. Формирование и комплектование ячеек следует осуществлять в соответствии с организацией учебных классов (групп) с учетом количества, возраста, уровня подготовки, характера заболевания ребенка.
2. Численность групп детей с физическими недостатками и умственной отсталостью (спецгруппы) может составлять 4-6 человек.
( 5.6. Жилые помещения могут образовывать секции: для дошкольников - на 2-4 группы; для школьников - на 4-8 групп-классов.
В каждую секцию для дошкольников следует предусматривать отдельный вход.
Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены или через отдельный вестибюль для каждой секции, или через главный вестибюль.
П р и м е ч а н и е:
Возможен вариант, когда в жилые группы для детей младшего школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вестибюли для каждой секции, а для среднего и старшего школьного возраста - через главный вестибюль.
5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов должны организовываться через раздевальные. В секциях для дошкольников раздевальные должны входить в состав помещений каждой жилой группы на 6-8 человек. Допускается организация общей раздевальной на 2 жилых группы для дошкольников.
В случае, если входы в группы жилых помещений для детей школьного возраста предусматриваются для секции или учреждения через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем, они располагаются в открытых помещениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2-4 группы.
В составе оборудования раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с водяным подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви.
5.8. В школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата все спальные комнаты должны быть рассчитаны на проживание вместе с другими одного инвалида-колясочника. В остальных типах школ-интернатов (за исключением учреждений для слепых и слабовидящих детей) - 10-15% спальных комнат для каждой возрастной группы.
5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в помещении, смежном с групповой.
Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.1.
Таблица 5.1.
№№ пп | Тип помещений проживания | Расположение санитарного узла | Тип санитарного узла | Состав санитарного оборудования |
1. | Жилая группа помещений по типу детского сада | В составе помещений групповой ячейки | Общая туалетная | - два унитаза в кабинках, огороженных экранами - один душевой рожок с поддоном - три умывальника - две ногомойки |
2. | Жилая группа помещений по типу коридорной системы | 1. Санитарные узлы для мальчиков и девочек, общие на секцию, располагаются в коридоре | 1. Уборные для мальчиков и девочек 2. Кабины для личной гигиены для девочек 3. Умывальные для мальчиков и девочек 4. Душевые кабины с раздевальными | На каждые 15-20 мест: - по два унитаза для мальчиков и для девочек - умывальник бидэ - по три умывальника - по две ногомойки - по 2-3 душевые кабины по одному рожку |
2. Санитарный узел размещается при каждой спальне на 3-4 места | Совмещенный санитарный узел | - душ -унитаз - умывальник |
П р и м е ч а н и я:
1. Все помещения санитарных узлов долгий иметь в полу трап для слива воды.
2. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах должны предусматриваться полотенцесушители.
3. Планировка и оборудование санитарных узлов (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей) должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками.
5.10. В школах-интернатах питание организуется, как правило:
- для детей дошкольного возраста на площади групповой комнаты (по типу детского сада);
- для детей школьного возраста в общих столовых на секцию или на все учреждение.
Для дошкольников допускается предусматривать в составе секций (см. п. 5.6) специальные столовые с буфетной на 2-4 группы. При этом в составе помещений детских групп буфетную предусматривать не следует. Вариант организации питания определяется заданием на проектирование.
( 5.11. Организация учебного процесса в школах-интернатах и соответствующий состав, площадь и размещение учебных помещений определяется заданием на проектирование.
Рекомендуемые варианты организации и размещения учебных помещений приводятся в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Варианты размещения | Принципы размещения учебных помещений | Рекомендуемое применение |
1. | В составе детских групп, проектируемых по принципу детского сада, предусматривается учебно-игровая комната. | Для дошкольников школ-интернатов всех типов; для детей младшего школьного возраста школ-интернатов всех типов. |
2. | В составе жилых помещений предусматриваются учебно-игровые комнаты, служащие также помещениями для приготовления уроков и игр; специализированные кабинеты по отдельным предметам располагаются в общем блоке учебно-производственных помещений. | Для детей младшего и среднего школьного возраста школ-интернатов всех типов; для детей старшего школьного возраста в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для слепых и слабовидящих, для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. |
3. | Все учебные помещения располагаются в блоке учебно-производственных помещений, а в составе жилых помещений предусматриваются игровые комнаты. | Для детей среднего и старшего школьного возраста школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей, для детей с недостатками речи и для детей, больных сколиозом. |
5.12. Состав и площадь жилых помещений, проектируемых по типу дошкольных учреждений, рекомендуется принимать не менее указанных в табл. 5.3, а в проектируемых по типу коридорной системы - табл. 5.4.
Таблица 5.3
№№ | Наименование | Площадь помещений, кв. м | Примечания | ||
пп | помещений | на 1 место | Всего | ||
На группу | |||||
1. | Раздевальная | - | 14-16 | ||
2. | Групповая | ||||
- в школах-интернатах для детей больных сколиозом | 4,2 | - | |||
- в школах-интернатах остальных типов | 3,6 | - | |||
3. | Спальная | 3,6 | - | Может представлять собой единое помещение или состоять из двух помещений - для мальчиков и девочек | |
4. | Туалетная | - | 16 | ||
5. | Буфетная | - | 5-6 | Не предусматривается, если в составе секции есть общая столовая с буфетной | |
6. | Комната индивидуальной работы | - | 12-14 | В учреждениях для глухих и слабослышащих | |
7. | Кабинет логопеда | - | 18-20 | В учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата | |
8. | Кладовая | - | 6-8 | ||
9. | Санитарный узел персонала с душевой и умывальником | - | 5 | ||
10. | Комната хранения уборочного инвентаря | - | 4 | ||
Общие на секцию | |||||
11. | Гостиная | - | 30-36 | ||
12. | Столовая | 2,3 | - | По заданию на проектирование | |
13. | Буфетная | - | 14-16 | -«- | |
14. | Зал универсального назначения | - | 54-72 | ||
15. | Кладовая инвентаря при зале | - | 14-16 | ||
16. | Кабинет врача | - | 16-18 | ||
17. | Комната дежурных воспитателей с санитарным узлом | - | 20 | В санитарном узле предусмотреть душ, унитаз, умывальник | |
18. | Кабинет тифлопедагога | - | 14-17 | В учреждениях для слепых и слабовидящих | |
19. | Кабинет логопеда | - | 16-18 | В учреждениях для умственно отсталых детей , для слепых детей и детей, больных сколиозом | |
20. | Бытовая комната | - | 10-14 | ||
21. | Кладовая чистого белья | - | 8-10 | ||
22. | Помещение хранения колясок | - | 10 | В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата |
Таблица 5.4
№№ | Наименование | Площадь помещений, кв. м | Примечания | |
пп | помещений | на 1 место | Всего | |
На группу | ||||
1. | Спальные комнаты на 3-4 места: | |||
- не рассчитанные на пребывание инвалида-колясочника; | 5 | - | ||
- рассчитанные на пребывание одного из детей инвалида-колясочника | 6 | - | ||
2. | Учебно-игровая комната, комната приготовления уроков: | |||
- в школах-интернатах для детей больных сколиозом; | 5,2 | - | ||
- в школах-интернатах остальных типов | 4,2 | - | Предусмотреть зону психологической разгрузки | |
3. | Инвентарная | - | 6-8 | |
4. | Санитарные узлы: | |||
- при каждой спальной комнате | - | 6 | ||
- общие на группу | Проектируются в соответствии с данными табл. 3.1 | |||
На секцию | ||||
5. | Столовая | 2,3 | - | В случаях, когда питание предусматривается в секциях жилых помещений |
6. | Буфетная | - | 14-16 | -«- |
7. | Гостиная | - | 34-36 | |
8. | Комната воспитателей | - | 20 | В санитарном узле предусматриваются душ, унитаз, умывальник |
9. | Раздевальная с сушильным шкафом | 1,4 | - | В случаях, когда входы в жилые группы предусматривается не через главный вестибюль |
10. | Комната индивидуальной работы | - | 12-14 | В учреждениях для глухих и слабослышащих детей, одна на 2-3 группы-класса |
11. | Бытовая комната | - | 14-16 | |
12. | Кладовая чистого белья | - | 6-8 | |
13. | Санитарный узел персонала с душевой и умывальником | - | 5 | |
14. | Комната хранения уборочного инвентаря | - | 4 | |
15. | Помещение хранения колясок | - | 10-12 | В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата |
( 5.13. В классах и учебно-игровых комнатах всех учреждений, за исключением предназначенных для детей, больных сколиозом, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 10-15% от общей площади класса, в которой следует располагать кушетку, кресло, шведскую стенку. Зону психологической разгрузки следует отгораживать мебелью или экраном.
( 5.14. Планировка и оборудование классов, классов-игровых, учебных комнат, кабинетов учебной подготовки, учебно-производственных мастерских должны быть рассчитаны на возможность пребывания в них детей, передвигающихся на колясках (кроме школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей).
( 5.15 Планировка учебных помещений для детей, больных сколиозом, должна быть рассчитана на то, что во время учебного процесса дети должны находиться в лежачем положении.
( 5.16. В учреждениях для глухих и слабослышащих детей при классных и учебно-игровых помещениях следует предусматривать комнаты индивидуальной работы площадью 12-14 кв.м, одна комната на 2-3 класса.
В отделениях для дошкольников такие комнаты следует предусматривать в составе каждой детской группы.
( 5.17. В составе помещений учебно-профессиональной подготовки школ-интернатов всех типов, кроме предназначенных для детей с тяжелыми нарушениями речи и глухих детей, следует включать лингафонные кабинеты с подсобными помещениями из расчета 1 кабинет на 6-8 мест на каждые 70-80 детей. Площадь лингафонных кабинетов следует принимать в учреждениях для детей, больных сколиозом, 6,0-6,2 кв.м на одном место, в остальных типах учреждений - 4,66-4,8 кв.м на 1 место; площадь подсобных помещений 14-16 кв.м.
( 5.18. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей в составе помещений учебно-профессиональной подготовки следует предусматривать кабинет тифлографики площадью 54 кв. м с подсобным помещением площадью 18 кв.м, а также кабинет социальной адаптации, представляющий собой одно-двухкомнатную квартиру с кухней, санитарным узлом, кладовой.
5.19. Кабинеты физики, химии, географии, математики, истории, литературы и русского языка, обучения машинописи следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста из расчета на 1 место:
- в учреждениях для детей, больных сколиозом - 6,0-6,2 кв.м в кабинетах физики, химии, обучения машинописи и 5,2-5,4 кв.м. - в остальных кабинетах;
- в учреждениях других типов - 4,6-5,0 кв.м в кабинетах физики, химии, машинописи; 4,2-4,4 кв.м в остальных кабинетах.
При кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые площадью 14-18 кв.м.
П р и м е ч а н и я:
1. Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении.
2. Специальные кабинеты - географии, математики, истории, литературы и русского языка, не требующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятия по этим предметам проводить в учебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций, или классах в составе блока учебно-производственных помещений.
3. Согласно заданию на проектирование в составе помещений может быть предусмотрен кабинет черчения 36-54 кв.м с подсобным помещением 14-16 кв.м.
( 5.20. При помещениях учебно-профессиональной подготовки, расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2-1,4 кв.м. на одно место в классе или кабинете.
( 5.21. В школах-интернатах для инвалидов необходимо предусматривать:
- кабинет биологии-живой уголок 60-70 кв.м с лаборантской 18 кв.м;
- компьютерный класс 54-72 кв.м с кладовой 18 кв.м;
- кулинарный класс 32-36 кв.м с комнатой приема гостей 32-36 кв.м и кладовой 16-18 кв.м;
- комнату музыкальных занятий 36-54 кв.м с кладовой инструментов 18 кв.м;
- класс рисования-изостудию 50-54 кв.м с кладовой 18 кв.м (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей);
- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 300 кв.м в учреждениях для слепых детей, 120 кв.м в учреждениях остальных типов для детей с нормальных интеллектом и 80 кв.м для детей с недостатками умственного развития;
- методический кабинет 36-40 кв. м;
- кабинет заместителя директора по педагогической части 16-18 кв.м;
- кабинет заведующего учебной частью 16-18 кв. м;
- учительскую комнату 36-40 кв.м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.
П р и м е ч а н и е:
Если классные помещения размещены в разных блоках здания, то вместо одной учительской комнаты необходимо предусматривать учительские комнаты площадью 18-24 кв.м в составе помещений каждого блока.
5.22. В школах-интернатах рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:
- в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники - 4,0-4,5 кв. м;
- картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5-6 кв.м.
При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6-8; специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий: назначения, вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п.
5.23. В школах-интернатах допускается предусматривать специальный класс для подготовки среднего медицинского и воспитательного персонала площадью 36-кв. м с кладовой учебных пособий.
5.24. В составе учреждений рекомендуется предусматривать бассейны и спортивные залы со следующими размерами:
- спортивный зал 12(24 кв. м;
- бассейн с ванной 5(10 или 6(12 м глубиной 0,8 до 1,1 м.
П р и м е ч а н и я:
1. Спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможность использования для занятий лечебной физкультурой.
2. Состав и площади спортивных помещений определяются заданием на проектирование, при этом допускается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади.
( 5.25. В школах-интернатах следует проектировать актовые залы и кружковые помещения:
( актовые залы должны быть предусмотрены на 120 % (в расчете на персонал и гостей) детей школьного возраста из расчета не менее 1,8 кв.м на одно место в зале в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 1,2 кв.м - для остальных типов; при этом должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников из расчета 15-20 % в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 2-3 % - для остальных типов (кроме учреждений для детей больных сколиозом, а также слепых детей);
( в состав помещений при актовом зале входят: эстрада площадью не менее 54 кв.м, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию), фойе (используемое как зал для танцев и игр) из расчета не менее 1,2 кв.м на 1 место в зале, помещение для артистов (30-35 кв.м) с санитарным узлом (3-4 кв.м), помещение пожарного поста (15-16 кв.м), студия кабельного телевидения (18-20 кв.м), фильмовидеотека (16-18 кв.м), кладовая аппаратуры (10-12 кв.м). кладовая мебели и реквизита (20-24 кв.м);
( рекомендуется проектировать следующие кружковые помещения:
- кукольного театра, лепки, макрамэ, вязания и вышивки и др. с кладовыми для хранения материалов и готовых изделий;
- танцевальная студия (54-72 кв.м) с раздевальной (14-18 кв.м) и санитарным узлом;
- театральный кружок (30-36 кв.м) с кладовой (16-18 кв.м);
- шахматный кружок (24-36 кв.м) с кладовой (8-10 кв.м).
П р и м е ч а н и я:
1. В школах-интернатах большей вместимости актовые залы допускается рассчитывать на 60 % детей школьного возраста.
2. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих кружок кукольного театра не предусматривается.
3. Состав и площади помещений культурно-массового обслуживания определяются заданием на проектирование.
5.26. В школах-интернатах допускается предусматривать игровые автоматы, размещаемые или в вестибюле или в специальном зале.
5.27. В школах-интернатах, за исключением предназначенных для детей с недостатками умственного развития, рекомендуется предусматривать блок бани сухого жара (сауну) с подсобными помещениями. При проектировании помещений данного типа необходимо руководствоваться требованиями СНиП «Общественные здания и сооружения».
5.28. Состав медицинских помещений следует предусматривать в каждом конкретном случае согласно заданию на проектирование.
5.29. В школах-интернатах всех типов, за исключением учреждений для глухих и слабослышащих детей, необходимо предусматривать кабинеты логопеда площадью 18-20 кв.м:
- для школьников - в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 1 кабинет на 30-40 детей; в остальных типах - 1 кабинет на учреждение;
- для дошкольников - 1 кабинет на группу (8-10 мест) в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата и 1 кабинет на секцию - в учреждениях других типов.
( 5.30. В состав помещений медицинского обслуживания школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей следует включать: кабинет офтальмолога площадью 75-80 кв.м длиной не менее 25 м; кабинет развития остаточного зрения 36-42 кв.м с подсобным помещением 16-18 кв.м; зал для развития пространственной ориентаций 54-72 кв.м с кладовой 8-10 кв.м.
( 5.31. В школах-интернатах для детей больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарат необходимо предусматривать гипсовальную, мастерскую для изготовления корсетов, а также кабинеты озокерито-парафинолечения и горячих укутываний с подсобными помещениями; кроме того в школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. - кабинет электрогрязелечения.
5.32. Ориентировочное число мест в процедурных кабинетах следует принимать согласно данным приложения 1.
5.33. Площадь кабинетов следует принимать из расчета на одно процедурное место: в ингаляториях 4-5 кв. м, в кабинетах подводного массажа - 18-20 кв.м, индивидуального массажа - 16-18 кв.м, в кабинетах остальных типов - 7-8 кв.м (на одну ванну или кушетку).
5.34. В состав медицинских помещений школ-интернатов всех типов должны входить кабинеты: педиатра - 15-16 кв. м, консультативного приема с темной комнатой (для возможности работы офтальмолога) - 20+8 кв.м, стоматолога 16-18 кв.м, психоневролога - 14-16 кв.м, гинеколога (уролога) - 20-22 кв.м, гидропатии - 28-30 кв.м с раздевальной 14-16 кв.м, механотерапии - 36-72 кв.м, психологической разгрузки - 18-24 кв.м, помещения процедурной - 18-20 кв. м, стерилизационной-автоклавной, аптечной комнаты, кабинет медицинской сестры - 14 кв.м.
П р и м е ч а н и я:
1. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей, где предусматривается отдельный кабинет офтальмолога, при кабинете консультативного приема темную комнату предусматривать не следует.
2. В составе медицинских помещений в соответствии с заданием на проектирование допускается предусматривать кабинет функциональной диагностики 24-26 кв.м с подсобным помещением 8-10 кв.м.
3. Набор оборудования в кабинетах механотерапии определяется заданием на проектирование, в учреждениях для умственно отсталых детей кабинеты механотерапии не предусматриваются.
5.35. Производственные помещения кухни во всех типах школ-интернатов следует рассчитывать на работу на сырье. Кроме питания детей, должно обеспечиваться питание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в одну смену.
5.36. В случае, если питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях кухни, площадь обеденного зала принимается из расчета не менее 2,3 кв.м на одно место в учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата и 1,6 кв.м на 1 место - в учреждениях остальных типов; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 кв.м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест, раздаточная 18-24 кв.м, сервизная-хлеборезка 6-8 кв.м, а также моечная столовой посуды: 16-18 кв.м при ручной мойке и не менее 30 кв.м в расчете на механизированную мойку.
5.37. Для питания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета на 1,8 кв.м на 1 место. Его следует располагать в составе помещений кухни или администрации, недалеко от входа. Вместимость обеденного зала (или буфета) следует рассчитывать исходя из общего числа персонала, числа питающихся, продолжительности обеденного времени, пропускной способности места; при зале следует предусматривать подсобное помещение (буфетную), предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды.
( 5.38. Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 3-4 % от числа мест для детей школьного возраста и 5-6 % от числа мест для детей дошкольного возраста. Он должен включать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отделением. При этом любой из мельцеровских боксов, представляющих собой одно-двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванная) и выходом на участок через тамбур, может служить приемно-смотровым боксом.
( 5.39. Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур-шлюзы. Между боксами и коридором следует предусматривать глухое (неоткрывающееся) окно, которое служит для наблюдения персонала за детьми.
5.40. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть полностью изолированным, или связанным через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных. В тамбур-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов; кроме того должна быть обеспечена подача наружного воздуха при пожаре.
Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе.
П р и м е ч а н и е:
Размещение изолятора, а также состав и площади помещений (включая соотношение одноместных и двухместных мельцеровских боксов) устанавливается в задании на проектирование.
5.41. В помещения изолятора, включающие комнату персонала, процедурную, инвентарную, буфетную, санитарную комнату, кабинет врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме того, помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур), необходимо предусматривать самостоятельный вход.
5.42. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур-шлюзом и санитарным узлом следует принимать не менее 24 кв.м - в боксах на 1 место и 30 кв.м - в боксах на 2 места.
5.43. При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1 : 8.
5.44. Состав и площади помещений изолятора рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.5.
Таблица 5.5
№ | Наименование | Площади помещений, кв. м | Примечания | |
В изоляторе | ||||
до 10 мест | свыше 10 мест | |||
1 | Мельцеровский бокс на 1 место | 24 | 24 | Число боксов определяется расчетом |
2 | Мельцеровский бокс на 2 места | 30 | 30 | -«- |
3 | Санитарная комната | 6 | 6 | |
4 | Процедурная | 18 | 18 | |
5 | Кабинет врача, медицинской сестры | 14 | 14 | |
6 | Комната персонала с раздевальной и душем | 10 | 12 | |
7 | Буфетная | 8 | 12 | |
8 | Комната хранения переносной аппаратуры | - | 12 | |
9 | Инвентарная | 8 | 12 | |
10 | Уборная с умывальником в шлюзе | 3 | 3 | Располагается рядом с комнатой персонала |
5.45. Помещения медицинского обслуживания и изолятора следует проектировать с учетом действующих нормативных документов по проектированию больниц и поликлиник.
5.46. В составе помещений школ-интернатов всех типов рекомендуется предусматривать компьютерный центр персональных компьютеров (36-40 кв.м) с архивом (16-18 кв.м).
5.47. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетной и раздевальных дошкольных групп, комнатах персонала, комнате гигиены девочек, санитарной комнате и буфетной изолятора, моечной кухонной посуды. Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых, инвентарных, уборных и душевых персонала, уборных и душевых при бассейне и спортзале, комнатах хранения предметов уборки, хранения переносной аппаратуры изолятора, санитарных узлах при спальных комнатах.
( 5.48. Ширину дверей следует принимать не менее 1 м; ширину коридоров в жилых, медицинских, приемных помещениях, столовых для детей, помещениях учебно-профессиональной подготовки, культурно-спортивного обслуживания следует принимать не менее 1,8 м, в остальных случаях - не менее 1,4 м.
5.49. Для эвакуации при пожаре в двух-трехэтажных зданиях рекомендуется использовать тобогганы (открытые наклонные желоба для спуска под тяжестью собственного тела), которые могут быть стационарными, откидными, сборными.
5.50. В зданиях высотой 2 и более этажей следует проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2-х м и шириной не менее 6 м (не менее одной лоджии на 1-2 жилые секции), рассматривая их как противопожарные отсеки для отстоя людей при пожаре. Простенки должны быть шириной не менее 1,6 м. В двух-трехэтажных зданиях в ограждения лоджий рекомендуется монтировать откидные тобогганы.
( 5.51. В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов. В зданиях не выше трех этажей второй эвакуационный выход можно предусматривать через наружную лестницу (или пандус), а также через лоджию-отстойник, оборудованную откидным тобогганом.
( 5.52. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение.
( 5.53. В зданиях школ-интернатов для детей-инвалидов должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, следует предусматривать в соответствии с «Противопожарными требованиями к проектированию и оборудованию домов-интернатов» (по аналогам Домов-интернатов для обучаемых детей-инвалидов).
5.54. Если эвакуация при пожаре рассчитана на сборные тобогганы, в школах-интернатах вне основного здания необходимо предусматривать отапливаемое помещение площадью 8-10 кв.м для их хранения, обеспеченное первичными средствами пожаротушения.
5.55. Хозяйственные сооружения - котельная, дезкамера, гараж, прачечная (или постирочная), ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства и прочее - проектируются в зависимости от местных условий в соответствии с заданием на проектирование. Их мощность, состав и площадь помещений определяются расчетами и техническими условиями на инженерное обеспечение объекта, а также требованиями действующих Строительных норм и правил.
5.56. При разработке Программ и Заданий на проектирование школ-интернатов для определения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(справочное)
Расчетное число детей в учреждениях | ||||
№ пп | Вид процедуры | Для умственно отсталых детей и детей | Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и больных сколиозом | Для слепых и глухих детей |
1 | Электролечение | - | 30-40 | 30-40 |
2 | Светолечение | 75-80 | 75-80 | 75-80 |
3 | Водолечение | 40-50 | 40-50 | 40-50 |
4 | Подводный массаж | - | 100-160 | - |
5 | Ингаляторий | 30-40 | 30-40 | 30-40 |
6 | Массаж: | |||
- в отдельном кабинете | - | 100-120 | - | |
- в общем зале | 75-80 | 50-60 | 75-80 | |
7 | Электросон | 75-100 | 75-100 | 50-60 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(справочное)
Площадь помещений, кв.м | ||||||
№ | Наименование | На 1 место | Всего | Примечания | ||
пп | помещений | Для детей, больных сколиозом | Для детей с другими видами заболеваний | Для детей, больных сколиозом | Для детей с другими видами заболеваний | |
1 | Классы | 5,2 | 4,2 | - | - | Количество классов определяется заданием на проектирование в зависимости от принятого варианта размещения учебных помещений (см. табл. 3.2) |
2 | Кабинет физики | 6 | 4,6 | - | - | |
3 | Кабинет химии | 6 | 4,6 | - | - | |
4 | Кабинет математики | 5,2 | 4,2 | - | - | Согласно заданию на проектирование специальный кабинет допускается не предусматривать, а занятия по предмету проводить в классе |
5 | Кабинет истории | 5,2 | 4,2 | - | - | -«- |
6 | Кабинет географии | 5,2 | 4,2 | - | - | -«- |
7 | Кабинет русского языка и литературы | 5,2 | 4,2 | - | - | -«- |
8 | Лингафонный кабинет | 6 | 4,6 | - | - | Число кабинетов |
- подсобное помещение | - | - | 14 | 14 | определяется заданием на проектирование (см. п. 3.17) | |
9 | Кабинет черчения | - | - | 54 | 36 | По заданию на проектирование |
10 | Кабинет биологии-живой уголок | - | - | 72 | 72 | |
11 | Лаборантские | - | - | 18 | 18 | При кабинетах физики, химии, биологии |
12 | Кладовые | - | - | 14 | 14 | При остальных кабинетах |
13 | Комнаты индивидуальной работы | - | - | - | 12 | В учреждениях для глухих детей: 1 комната на 2-3 класса или кабинета |
14 | Кабинеты тифлографики с подсобным помещением | - | - | - | 54+18 | В учреждениях для слепых и слабовидящих детей |
15 | Кабинет социальной адаптации в виде квартиры | - | - | - | 50+70 | |
16 | Класс машинописи - подсобное помещение | 6 - | 4,5 - | - 18 | - 18 | |
17 | Класс рисования-изостудия - кладовая | - - | - - | 54 18 | 54 18 | За исключением учреждений для слепых и слабовидящих детей |
18 | Компьютерный класс - подсобное помещение | 6 - | 4,5 - | - 18 | - 18 | |
19 | Комната музыкальных занятий с кладовой инструментов | - | - | 54+18 | 54+18 | За исключением учреждений для глухих |
20 | Кулинарный класс с комнатой приема гостей и кладовой | - | - | 80 | 80 | |
21 | Рекреационные помещения | 1,2 | 1,2 | - | - | Из расчета числа мест в классах и кабинетах |
22 | Кинофотолаборатория с помещением для обработки пленки | - | - | 24+10 | 21+10 | За исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей |
23 | Кабинет заместителя директора по педагогической части | - | - | 18 | 18 | |
24 | Библиотека с книгохранилищем и читальным залом: | |||||
- для слепых и слабовидящих детей | - | - | - | 300 | ||
- для детей с недостатками умственного развития | - | - | - | 60 | ||
- для детей с другими видами заболеваний | - | - | 120 | 120 | ||
25 | Методический кабинет | - | - | 36 | 36 | |
26 | Кабинет заведующего учебной частью | - | - | 18 | 18 | |
27 | Комната учителей, мастеров | - | - | 54 | 54 | В зависимости от планировочного решения может быть предусмотрено 2-3 комнаты площадью 18-24 кв.м |
28 | Кладовая мебели, инвентаря | - | - | 24 | 24 | |
29 | Санитарные узлы для мальчиков и девочек | 4 | 4 | По расчету | Распределить поэтажно | |
30 | Учебно-производственные мастерские | |||||
- швейная | - | - | - | 36+12+10 | Если учебно-производственные | |
- картонажно-переплетная | - | - | - | 72+18+10 | мастерские рассчитаны на детей, | |
- столярная | - | - | - | 54+18+10 | больных сколиозом, то площадь | |
- ткацкая | - | - | - | 54+18+10 | производственного зала следует | |
- механической сборки | - | - | - | 36+18 | увеличить на 15-20 % | |
- электромонтажная | - | - | - | 36+18 | ||
- токарно-фрезерная | - | - | - | 72+18 | ||
- гончарная | - | - | - | 54+18+10 | ||
- обувная | - | - | - | 36+12+10 | ||
- ручных ремесел (вязания, лозоплетения и пр.) | - | - | - | 36+12+10 | ||
- ремонт аппаратуры и бытовой техники | - | - | - | 36+18+10 | ||
31 | Класс подготовки персонала с кладовой учебных пособий | - | - | 36+10 | 36+10 | |
32 | Комната хранения предметов уборки | - | - | 4(3 | 4(3 | Распределить поэтажно |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(справочное)
№№ | Наименование | Площадь помещений, кв. м | Примечания | |
пп | помещений | на 1 место | Всего | |
1 | Актовый зал: | На 120 % детей | ||
- для детей с поражением опорно-двигательного аппарата | 1,8 | школьного возраста | ||
- для остальных детей | 1,2 | |||
2 | Эстрада при зале | 54 | ||
3 | Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом | 36 | ||
4 | Фойе | 1,2 | Используется как зал для танцев и игр | |
5 | Помещение для артистов | 15(2 | ||
6 | Санитарный узел с умывальником в шлюзе | 3 | ||
7 | Фильмовидеотека | 18 | ||
8 | Помещение пожарного поста | 15 | ||
9 | Студия кабельного телевидения | 18 | ||
10 | Кладовая мебели и реквизита | 24 | ||
11 | Кладовая аппаратуры | 10 | ||
12 | Музей | 54 | ||
13 | Комната художника | 12 | ||
14 | Кружковые помещения: | |||
- кружок кукольного театра с подсобным помещением | 54+18 | Для слепых детей не предусматривается | ||
- театральный кружок с кладовой | 30+16 | |||
- танцевальная студия с помещением для переодевания и санитарным узлом | 72+18+3 | |||
- кружок лепки с кладовыми инвентаря и готовых изделий | 36+8+10 | |||
- кружок вязания, вышивки, макраме | 36+10 | |||
- шахматно-шашечный кружок с кладовой | 36+10 | |||
15 | Зал игровых автоматов с подсобным помещением | 54+12 | Для слепых детей не предусматривается | |
16 | Инвентарные | 36 | -«- | |
17 | Санитарные узлы с умывальниками в шлюзе | 18(2 | ||
18 | Уборные персонала | 3(2 | ||
19 | Кабины личной гигиены | 4(2 | Разместить при женских уборных | |
20 | Спортивный зал 12(24 м | 288 | Используется также для занятий ЛФК | |
21 | Хранение спортивного инвентаря | 16 | ||
22 | Раздевальные для девочек и мальчиков с душевыми и санитарными узлами | |||
- для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата | 42(2 | По два душевых рожка и одному унитазу на каждую раздевальную | ||
- для остальных детей | 36(2 | -«- | ||
23 | Комната инструктора-методиста | 12 | ||
24 | Лечебно-оздоровительный бассейн с ванной 6(12,5 | 160 | На 10-12 детей из расчета 6-7 кв.м на место | |
25 | Комната методиста с санитарным узлом | 10+4 | В состав санитарного узла входят унитаз, душ, умывальник | |
26 | Раздевальная с душевой и санитарным узлом | 36 | ||
27 | Помещения уборочного инвентаря | 6 | ||
28 | Узел управления | 6 | Должны располагаться смежно и иметь выход на обходную дорожку | |
29 | Лаборатория анализа воды | 8 | ||
30 | Комната медсестры | 10 | ||
31 | Кладовая спортивного инвентаря | 8 | ||
32 | Блок бани сухого жара: | Может располагаться в составе помещений | ||
- камера сухого жара; | медицинского | |||
- предбанник с душем; | обслуживания; | |||
- уборная с умывальником в шлюзе; | 3 | в учреждениях для детей с недостатками умственного развития | ||
- раздевальная; | 10 | не предусматривается | ||
- комната отдыха; | 12 | |||
- кладовая инвентаря | 4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
(справочное)
Площадь помещений, кв. м | |||||||
№ пп | Наименование | Для умственно отсталых детей | Для слепых и слабовидящих детей | Для глухих и слабослышащих детей | Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата | Для детей, больных сколиозом | Для детей с недостатками речи |
1 | Кабинет заместителя директора по медицинской работе | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
2 | Кабинет педиатра | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
3 | Кабинет консультативного приема с темной комнатой | 20-8 | 20 | 20+8 | 20+8 | 20+8 | 20+8 |
4 | Кабинет медицинской сестры | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
5 | Процедурная | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
6 | Аптечная комната | 10+4 | 10+6 | 10+4 | 10+ | 10+6 | 10+6 |
7 | Стерилизационно-автоклавная: | ||||||
- помещение приема и подготовки материалов с моечной | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
- стерилизационная | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | |
- хранение и выдача стерильных материалов | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |
8 | Стоматологический кабинет | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
9 | Кабинет психоневролога | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
10 | Кабинет логопеда | 18 | 18 | 18 | 18(4 | 18 | 18(4 |
11 | Кабинет гинеколога, уролога | 12+18 | 12+18 | 12+18 | 12+18 | 12+18 | 12+18 |
12 | Кабинет офтальмолога | - | 80 | - | - | - | - |
13 | Кабинет развития остаточного зрения с подсобным помещением | - | 36+16 | - | - | - | - |
14 | Зал для развития пространственной ориентации с кладовой | - | 60+10 | - | - | - | - |
15 | Кабинет массажа | 18 | 18 | 18 | 24 | 24 | 18 |
16 | Кабинет индивидуального массажа | - | - | - | 18(2 | 18(2 | - |
17 | Ингаляторий со стерилизационной | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
18 | Кабинет гидропатии | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 |
19 | Раздевальная | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
20 | Водолечение: | ||||||
- ванный зал | 18 | 18 | 18 | 30 | 30 | 18 | |
- раздевальная | 14 | 14 | 14 | 18 | 14 | 14 | |
- кабинет подводного массажа | - | - | - | 18 | 18 | - | |
21 | Кабинет светолечения | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
22 | Кабинет электролечения | - | - | - | 24 | 24 | - |
23 | Подсобная комната | - | - | - | 10 | 10 | - |
24 | Аминозиновый кабинет с подсобным помещением | - | - | - | 18+6 | - | - |
25 | Кабинет озокерито-парафинолечения с подсобным помещением | - | - | - | 18+10 | 18+10 | - |
26 | Кабинет горячего укутывания с подсобным помещением | - | - | - | 18+10 | 18+10 | - |
27 | Кабинет электрогрязелечения с грязевой кухней и подсобным помещением | - | - | - | 36+10+16 | - | - |
- раздевальная с душевой кабиной | - | - | - | 12 | - | - | |
28 | Гипсовальная с подсобным помещением | - | - | - | 20+12 | 20+12 | - |
29 | Кабинет механотерапии | - | 54 | 54 | 72 | 72 | 54 |
30 | Кабинет электросна | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
31 | Кабинет оксигенотерапии | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
32 | Кабинет психолога (социолога) с подсобным помещением | 16+10 | 16+10 | 16+10 | 16+10 | 16+10 | 16+10 |
33 | Кабинет психологической разгрузки | - | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
34 | Инвентарная | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
35 | Комната персонала | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
36 | Санитарные узлы для мальчиков и девочек с умывальниками в шлюзе | 16(2 | 16(2 | 16(2 | 16(2 | 16(2 | 16(2 |
37 | Комната хранения предметов уборки | 4(2 | 4(2 | 4(2 | 4(2 | 4(2 | 4(2 |
38 | Санузлы персонала с умывальниками в шлюзе | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
П р и м е ч а н и е:
В школах-интернатах для детей больных сколиозом и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в соответствии с заданием на проектирование может быть предусмотрена мастерская для изготовления корсетов, которую можно располагать в составе помещений административно-бытового или хозяйственного обслуживания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
(справочное)
№ пп |
| Площадь |
|
1 | Обеденный зал: | ||
- для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата | 2,4 кв.м | ||
- для детей с другими видами заболеваний | 1,6 кв.м | ||
2 | Умывальные | 3 кв.м | |
3 | Раздаточная | 24 | |
4 | Сервизная | 8 | |
5 | Моечная столовой посуды | 30-36 | |
6 | Горячий цех | 70 | |
7 | Хлеборезка, хранение хлеба | 8 | |
8 | Моечная кухонной посуды | 10 | |
9 | Холодный цех | 14 | |
10 | Цех мучных изделий | 14 | |
11 | Мясо-рыбный цех | 24 | |
12 | Овощной цех | 18 | |
13 | Комната заведующего производством | 8 | |
14 | Кладовая суточного запаса продуктов | 10 | |
15 | Кладовая сухих продуктов | 14 | |
16 | Охлаждаемые камеры: - продуктов - отходов | 32 4 | Не менее двух камер с непосредственным выходом наружу |
17 | Помещение первичной обработки овощей | 16 | |
18 | Загрузочная, кладовая тары | 18 | |
19 | Кладовая белья: - чистого - грязного | 8 6 | |
20 | Кладовая и моечная тары | 16 | |
21 | Комната персонала с душевой и санитарным узлом | 24 | |
22 | Комната кладовщика | 6 | |
23 | Кладовая овощей | 16 | |
24 | Комната хранения предметов уборки | 4 | |
25 | Раздаточная | 20 | Для дошкольного отделения |
26 | Столовая (буфет) персонала с подсобным помещением | 18+8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
(справочное)
№№ пп | Наименование помещений | Площадь помещений, кв.м | Примечания |
1 | Вестибюль с гардеробом | 90 | Если входы в жилые помещения предусмотрены через общий вестибюль, его площадь увеличивается за счет раздевальной для детей, из расчета 1,2 кв.м на 1 место |
2 | Санитарные узлы мужские и женские с умывальником в шлюзе | 5(2 | |
3 | Санитарный узел для инвалидов-колясочников | 4 | |
4 | Помещение дежурного | 10 | |
5 | Помещение для колясок | 12 | В учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата в случаях, когда входы в жилые помещения предусматриваются через вестибюль |
6 | Парикмахерские с подсобным помещением | 16+8 | |
7 | Кабинет директора | 24 | |
8 | Канцелярия-приемная | 14 | |
9 | Кабинет заместителя директора по хозяйственной части | 14 | |
10 | Помещение дежурного персонала технического обслуживания | 14 | |
11 | Бухгалтерия с кассой | 18+4 | |
12 | Комната отдыха персонала | 36 | |
13 | Комната сестры-хозяйки | 12+8 | |
14 | Кладовая грязного белья | 16 | |
15 | Кладовая чистого белья с прачечной | 20 | |
16 | Компьютерный центр с архивом | 36+16 | |
17 | Гардероб персонала с душевой и санитарным узлом | 36 | Может располагаться в подвале |
18 | Кладовые, инвентарные | 40 | -«- |
19 | Помещение ремонта электроаппаратуры с подсобным помещением | 14+6 | |
20 | Комната хранения предметов уборки | 4(2 | |
21 | Постирочная с помещением для разборки белья и кладовой | 10+22+8 | В случае, если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечной не предусмотрено |
22 | Дезкамера | по расчету | Может располагаться в подвале или в хозяйственной зоне прачечной |
23 | Мастерская по изготовлению корсетов | по заданию на проектирование | В школах-интернатах для детей, больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, может располагаться в составе помещений хозяйственного обслуживания |